Овруч история. Карта Овруча подробная — улицы, номера домов, районы. Что такое ретро фотография, или насколько старой она должна быть

Перед вами карта Овруча с улицами → Житомирская область, Украина. Изучаем подробную карту г. Овруча с номерами домов и улицами. Поиск в реальном времени, погода сегодня, координаты

Подробнее об улицах Овруча на карте

Подробная карта города Овруч с названиями улиц сможет показать все маршруты и дороги, где находятся ул. Правды и Советская. Город расположен недалеко от .

Для детального просмотра территории всего района достаточно изменить масштаб онлайн схемы +/-. На странице интерактивная схема города Овруч с адресами и маршрутами микрорайона. Перемещайте её центр, чтобы найти улицы Киевская и Щорса.

Возможность проложить маршрут по территории — инструмент «Линейка», узнать протяженность города и путь к его центру, адреса достопримечательностей.

Вы найдете всю необходимую подробную информацию о местоположение городской инфраструктуры - станции и магазины, площади и банки, шоссе и переулки.

Точная спутниковая карта Овруча (Ovruch) с поиском Гугл находится в своей рубрике. Вы можете воспользоваться поиском Яндекс, чтобы показать номер дома на народной схеме города в Житомирской области Украины/мира, в реальном времени. Тут

Древний древлянский город Вручий впервые упоминается в «Повести временных лет». Повод для упоминания был нерадостный, но вполне в духе времени: в 977 году под его стенами состоялась битва между любящими братьями, сыновьями князя Святослава - Олегом и Ярополком. Цена вопроса была высока - Киевский престол. Во время сражения князь Олег упал в оборонительный ров, и был задавлен в толпе. Летопись рассказывает, что Ярополк печалился, но, видимо, не долго. Впрочем, он тоже плохо кончил. Был еще третий брат, Владимир - тот самый, который Красное Солнышко и креститель Руси. Во время очередного сражения Владимир не очень по-христиански приказал убить Ярополка, который пришел к нему на переговоры.

Князя Олега первоначально похоронили в Овруче, но затем прах был перевезен в Киев сыном Владимира, Ярославом Мудрым.

В XII-XIII веках Овруч был одним из важнейших центров Киевской Руси. В 1362 году город вошел в состав Великого княжества Литовского, с 1569 года, согласно Люблинской унии, - в состав Польши. После второго раздела Речи Посполитой в 1793 году отошел к Российской империи, где стал уездным центром.
С 1641 года Овруч пользуется магдебургским правом.

Впервые о евреях в Овруче упоминают документы 1629 года. Уже тогда в городе была деревянная синагога. Но в 1649 году Овруч стал центром сотни Киевского полка, на который распространялась власть гетьмана Хмельницког о. Вероятно, еврейская община прекратила существование в это время.

Снова евреи стали селиться в Овруче приблизительно в середине 18 века. В 1765 году здесь уже проживало 607 евреев. Самостоятельного кагала в городе не было, община была "подкагаликом" Чернобыльской и пребывала под сильным влиянием чернобыльских цадиков Тверских. Соответственно, практически все овручские евреи были хасидами. С 1785 года раввином Овруча был Авраам Дов Бер.

В середине 19 века Овруч становится центром другого хасидского течения. Здесь поселился сын третьего Любавичского Ребе Цемах-Цедека рабби Йосеф Ицхак Шнеерсон, основавший в городе свой хасидский двор. После него династию продолжил сын, Нохум Дов Бер, но затем это ответвление Хабада прекратило свое отдельное существование.

В 1857 году в Овруче проживало 2220 евреев. Действовали 4 синагоги, хедеры, богадельня.

В 1883 году в Овручском уезде проживало около 20750 евреев, которые практически полностью монополизировали мелкую торговлю и ремесленную деятельность. Кроме того, в окружающих Овруч деревнях 42 еврея занимались сельским хозяйством, несмотря на то, что проживание евреев в сельской местности было запрещено.

По переписи 1897 года евреи составляли 47% жителей Овруча - 3445 человек.

В 1910 году в Овруче было 7 синагог, талмуд-тора, еврейское частное мужское училище, богадельня. С 1907 года раввином Овруча был Ш.Кипнис, с 1911 - Шломо Рисин. Действовало отделение сионистской партии Поалей Цион, а также Бунда.

В 1913 году евреям принадлежали 2 из 3 складов аптечных товаров, 1 из 4 библиотек, 11 из 12 гостиниц, мельница, обе типографии, оба трактира, обе фотостудии, все 3 лесных склада, часовая мастерская.
Евреем был земский врач и все 3 зубных врача, 2 из 4 частных поверенных.
Евреи были владельцами практически всех лавок и магазинов: все 55 бакалейных, все 25 мануфактурных, все 25 мучных, все 3 винно-гастрономические, все 4 галантерейные, все 6 скобяных, 2 из 3 книжных, обе известе-цементные, обе кожевенные, лако-красочная, все 6 мясных, все 3 обувные, обе писче-бумажные, все 9 одежных, все 3 посудные, все 3 рыбные, единственные стекольная, фруктовая и шляпная. Как видно из справочника "Весь Юго-Западный край", вне еврейской сферы деятельности оказались только торговля свиным салом и колбасой.

В 1918 году в Овруче произошел интересный эпизод. Крестьяне Покалевской волости Овручского уезда объявили власть гетмана низложенной и провозгласили создание Овручской республики. Гетманские солдаты предпочли спастись бегством. Комиссаром города был назначен бывший политзаключенный крестьянин Дмитрюк, а его заместителем - еврей Фридман.

Восставшие обратились к еврейской общине с предложением организовать еврейский боевой отряд численностью 150 человек. Однако, евреи от авантюры отказались. Как показали дальнейшие события, возможно, зря.
Вскоре после окончательного падения Гетманата большинство овручского населения заявило о поддержке красных, часть призывала примкнуть к Директории. "Правительство" Овручской республики попыталось вразумить земляков, но вышло только хуже: Дмитрюка убили, а Фридман успел спастись бегством...

За 3 года власть в городе менялась 15 раз. Практически каждая такая смена сопровождалась еврейскими погромами. Попытка организации самообороны успехом не увенчалась.
Самый кровавый погром устроила банда атамана Козыря-Зирки. Он продолжался 17 дней, в ходе погрома было убито около 80 евреев, уничтожены все еврейские дома.

В 1939 году в Овруче проживало 3862 еврея - 33% всего населения. Еще 433 еврея проживали в районе.
22 августа 1941 г. Овруч заняли немецкие войска. Еще до вступления в город немцев местные жители устроили еврейский погром.
7 сентября 1941 года было расстреляно 18 евреев, 14 сентября - еще 12. Остальные евреи Овруча были заключены в гетто.
Всего во время оккупации в Овруче было убито 516 евреев (по другим данным 407).
В районе Овруча действовал партизанский отряд Моше Гильденмана, входивший в качестве отдельной единицы в соединение генерала Сабурова.

После освобождения города сюда вернулось некоторое число евреев. В конце 1960-х годов численность еврейского населения Овруча составляла около 2000 человек.
В 1990-х большинство евреев Овруча уехали в Израиль и другие страны. Сегодня (2017) здесь существует небольшая еврейская община.

Источники:
Российская Еврейская Энциклопедия;
Еврейские погромы в Овруче
;
Справочник «Весь Юго-Западный край», 1913 г.
Еврейская энциклопедия Брокгацза и Ефрона;
Илья Альтман. «Холокост на территории СССР. Энциклопедия».

В 1920 году установилась советская власть. Вся общинная жизнь евреев полностью была разрушена.
По состоянию на 1926 год в Овруче проживало 3400 евреев.
В 1925 году еще существовали отделения сионистских организаций "ге-Халуц" и "га-Шомер", но к началу 1930-х их деятельность прекратилась.
В 1920-х - 1930-х годах в Овруче работала школа с преподаванием на идише.
Возле города был создан еврейский колхоз.

Город на Украине, Житомирская обл., на р. Норин. Железнодорожный узел. 18,3 тыс. жителей (1991). Приборостроительный, пирофиллитовый заводы; пищевые предприятия, льнообрабатывающий завод. Краеведческий музей. Известен с 977 как Вручий. Церковь… … Большой Энциклопедический словарь

Город в Житомирской области УССР, на р. Норин. Известен с X в. Среди памятников архитектуры церковь Василия (конец XII в., приписывается зодчему Петру Милонегу; реставрирована в 1908 12 архитектором А. В. Щусевым), кирпичный… … Художественная энциклопедия

Город, р.ц., Житомирская обл., Украина. Впервые упоминается в летописи под 977 г. как город Вручай. Название от др. русск. врутьць родник, источник. Начальное О возникло позже по фонетическим причинам. Географические названия мира:… … Географическая энциклопедия

ОВРУЧ, город на Украине, Житомирская область (см. ЖИТОМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ). Население 21,5 тыс человек (2001). Центр Овручского района. Расположен на реке Норин (в бассейне Припяти). Железнодорожный узел. Развита пищевая (консервная, молочно… … Энциклопедический словарь

Город, центр Овручского района Житомирской области УССР. Расположен на р. Норин (бассейн Припяти). Ж. д. узел (линии на Коростень, Калинковичи, Янов, Белокоровичи). 14,2 тыс. жителей (1974). Заводы: консервный, молочноконсервный,… … Большая советская энциклопедия

Уездный город Волынской губернии, на левом берегу реки Норины, на высотах, окруженных глубокими и крутыми оврагами. Остатки церкви св. Василия, построенной св. равноапостольным князем Владимиром; огромный курган, называемый Олеговой могилой;… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

- (старое назв. Вручий) город, р. ц. Житомирской обл. УССР, на р. Норинь. В 1959 11,5 т. ж. (в 1897 7,4 т. ж., в 1913 11 т. ж., в 1935 7,2 т. ж.). Ж. д. ст. Впервые упоминается в Повести временных лет под 977 (в др. источниках под 946), разрушался… … Советская историческая энциклопедия

- (старое название Вручий), город в западнорусских землях на р. Норинь (Житомирская обл.). Впервые упоминается в «Повести временных лет» под 977 (в др. источниках под 946). Разрушался татарами в 1240 и 1299. В 1321 захвачен Литвой, с 1569 Польшей.… … Русская история

Овруч - іменник чоловічого роду місто в Україні … Орфографічний словник української мови

Овруч - город, р.ц., Житомирская обл., Украина. Впервые упоминается в летописи под 977 г. как город Вручай. Название от др. русск. врутьць родник, источник. Начальное О возникло позже по фонетическим причинам … Топонимический словарь

Книги

  • Спасти и выжить комплект из 4 книг , Буторин А., Зорич А. и др.. Комплект из 4 книг:. 1. "Клин" . 1951-й год. Девятнадцатилетний студент Федор Зарубин едет в украинский городок Овруч, чтобы забрать в Ленинград одинокого двоюродного брата, бывшего…
  • Обязанный победить Комплект из 4 книг , Первушин А., Первушина Е., Буторин А., Зорич А., Степанов А.. Бандероль на комплект из 4 книг:. 1. "Львиное сердце" :. Октябрь 2026 года. В Зоне назревает новый кризис. Через пространственный портал на ее территорию проникла армия неведомых тварей,…

Хотя название Полесье плотно ассоциируется с Белоруссией, не стоит забывать, что около половины этого древнего края осталось за Украиной. Причём украинское Полесье древнее белорусского: если там коренным населением были дреговичи, то здесь - древляне, те самые, которых уничтожила княгиня Ольга. Почти всем здешние города старше тысячи лет: Коростень (945, 915 или даже 705), Житомир (883), Малин (890), Олевск (977), но насколько они стары - настолько и не историчны: даже памятников Российской империи здесь наперечёт. О древлянской столице городе я уже рассказал, теперь же отправимся ещё дальше на север - в городок Овруч (17 тыс. жителей) в чернобыльской зоне заражения, куда древляне перенесли свою столицу после падения Искоростеня, и где сохранилась одна из немногих в Западной Руси домонгольская церковь.

От Коростеня до Овруча всего час пути, а от Житомира - что-то около трёх часов. Дорога ведёт дальше в Мозырь, но сообщение между Украиной и Беларусью не слишком развито, из Житомира прямых рейсов к соседям нет вообще, в Овруче только несколько проходящих из Киева. За Коростенем - уже настоящее Полесье с глухими сосновыми лесами, местами напоминающими если не тайгу, то хотя бы какую-нибудь Тверскую область. Местами кроны почти смыкаются над трассой. И за час пути из Коростеня в Овруч автобус 7 раз пересекает железную дорогу.

Под стать природе и люди, и селения. Деревни становятся совершенно по-русски деревянными, с настоящими бревенчатыми избами... пардон, хатами. Надо видеть лица здешних сельских девушек, их острые, совершенно ведьминские взгляды. Одна из них вполне может оказаться той самой Олесей. Поговорить с селянами мне не довелось, но слышал, что в основном это настоящие полесы, или "тутэйши" ("здешние") - очень странный полународ со своим крайне специфическим диалектом ("полесский микроязык "), в Беларуси они считаются белорусами, на Украине - украинцами, но в равной степени отличается и от тех, и от других. Полесье - из тех регионов, где надо просто побывать, так как самое сильное там - не отдельные виды и памятники, а общая атмосфера.

Вот так выглядит южный въезд в Овруч:

И в принципе, если Вы едете на машине со стороны Житомира (впрочем, россияне чаще сюда заезжают с севера), то углубляться в город не надо - всё самое главное находится здесь же. Слева от въезда - современный Преображенский собор на бывшей Замковой горе:

Справа - Васильевская церковь (1190), видимая отсюда часть которой, впрочем, новодел работы Щусева:

Автовокзал же находится буквально на другом конце Овруча, а Овруч оказывается на удивление немаленьким городком. Нет, конечно 17 тысяч - не так уж и много, но всё же больше, чем 5 тысяч, а "на глаз" Овруч кажется крупнее, чем по статистике. В общем, пешком от автовокзала до церкви идти около получаса. Рядом с автовокзалом - ЖД-вокзал на линии Коростень-Мозырь:

Обратите внимание на памятник: как и в белорусском Полесье, и на российской Брянщине, к партизанам здесь относятся с почти мистическим трепетом. Напротив вокзала - весьма живописный завод:

В основном же Овруч невероятно уныл - бесконечный деревянный частный сектор, где глазу просто не за что зацепиться. Типичный овручский дом:

Из советской архитектуры выделяется четыре прото-хрущовки (такие активно строились во многих городах УССР накануне войны):

Местный костёл:

У перекрестка улицы, ведущей к вокзалу, с главной улице - парк с фигурами:

А в парке самый мрачный мемориал - Колокол Чернобыля:

Овруч, как и большая часть Полесья, попал в зону заражения Чернобыльской катастрофы. Насколько я понимаю, из городов сильнее пострадали только непосредственно Чернобыль и Припять, которые были расселены. Овруч оказался где-то на краю, то есть расселению не подлежал, но... Если судить по очереди в автобусную кассу, удостоверение "чернобыльца" здесь есть примерно у каждого десятого. К памятнику ведёт аллея камней, поставленных в память о расселенных деревнях:

На главной улице чудом сохранились какие-то фрагменты Старого города, видимо разрушенного войной. Отдельные уездные домики и сталинская довоенка:

Городская администрация. Есть и районная, занимающая 4-этажный параллелепипед:

Вообще, атмосфера нищего, почти лишенного архитектурных красот, обескровленного войной и зараженного радиацией Украинского Полесья мне показалась исключительно мрачной, особенно в сумрачном ноябре, и вот такие детали здесь действительно ценишь:

Выходим к центру. Самый капитальный уездный дом вероятно был старой управой. К нему примыкают местный дом связи (почта, телеком и т.д.) и гостиница, за которыми уже упомянутая райадминистрация:

Напротив дом культуры, по украинской традиции ставший домом торговли:

А чуть сойдёшь с главной улицы - пейзаж уже такой:

Довольно капитальное общественное здание (универмаг?):

И улица приводит на площадь:

На другом конце которой и стоит Васильевская церковь:

Скорее всего, в город Вручей древляне перенесли свою столицу после падения Искоростеня. Достоверно он известен с 977 года, когда под его стенами во время войны с братом Ярополком погиб князь Олег Святославович, внук Ольги, похороненный здесь под курганом, но по христианскому обряду. Овручское удельное княжество было довольно сильным государством, участвовавшем во всеобщей борьбе за Киев, которому формально подчинялось. Была у Овруча даже своя ремесленная специализация - производство пряслиц из розового шиферного камня , единственное месторождение которого находится неподалёку: они шли на экспорт по всей Руси, лучшие образцы находят в раскопках Крыма и Волжской Болгари, многие отмечены автографами владельцев, что указывает на ценность.

Но затем княжество уничтожили монголы, а его остатки постепенно поглотило сначала Смоленское княжество, а затем Литовская Русь. Церковь здесь известна с 997 года, а в камне ее отстроил в 1180-е годы князь Рюрик Ростиславович, при котором Овруч достиг расцвета:

При литвинцах центр Овруча сместился на несколько сотен метров туда, где сейчас стоит Преображенский собор. Церковь же, как и подавляющее большинство домонгольских храмов Западной Руси, постепенно ветшала, передавалась то одни, то другим, разрушалась, и лишь каким-то чудом, в отличие от 95% западнорусских церквей, пусть и в виде бесформенной руины, но простояла до начала ХХ века, когда в столицах оживился интерес к древнерусскому зодчеству и её взялись реставрировать:

Васильевской церкви повезло - её реставрацией занялся сам Алексей Щусев, и восстановил храм настолько удачно, что был удостоен звания академика архитектуры. Правда, сейчас принято считать, что на самом деле Васильевская церковь выглядела немного не так, но рисунков того, как должно быть, я так и не нашёл, а работа Щусева выглядит действительно красиво и убедительно, хотя приглядевшись, конечно, можно понять, что верхняя часть церкви - стопроцентный модерн.

Сохранил Щусев и кое-какие изначальные особенности: так, кирпичная кладка здесь инкрустирована валунами, как в , а на фасаде особенно эффектны две лестничные башни. Вообще, эта деталь в принципе характерна для домонгольских церквей: небольшие, лёгкие и очень высокие храмы не позволяли сделать лестницу в основном помещении или внутри стены, поэтому к ним пристраивались специальные башни - но только у Овручской церкви этих башен две.
Убранство церкви - начала ХХ века, причём среди расписывавших её художников был Петров-Водкин:

К началу ХХ века относится и тончайшее тиснение, а вот часть икон - ещё 16 века, относятся к новгородской школе, и попали сюда при реставрации из церкви Спаса-на-Нередице, позднее разрушенной в войну.

Перед входом в церковь - памятник "защитнику православной веры" Макарию (Токаревскому), уроженцу Овруча, архимандриту, в 1678 году во время турецкого набега возглавившего оборону собора в Каневе и четвертованному турками.

За церковью - женский монастырь, построенный в те же 1906-10 годах в новгородском стиле, столь модном в начале ХХ века именно при обустройстве женских обителей. На освящение возрождённой церкви в 1911 году приезжал сам Николай II.

Монастырь небольшой, монашки очень доброжелательные. Я попал ещё и на службу, после которой монахини и прихожане перетаскивали в зимнюю церковь корзины и мешки с едой. Мне предложили помочь, как предложили бы любому мужчине в храме, и я помог, попросив разрешения сделать несколько фотографий в церкви. Тот редкий случай, когда церковная жизнь оставляет впечатление "общего дела", а не механического обряда.

За монастырём - неприметный памятник жертвам фашистской оккупации. В списке фамилий больше всего ужасает то, что перечисляются целые семьи.

Бросив последний взгляд на Преображенский собор на Замковой горе, я отправился обратно к автовокзалу. В принципе на осмотр города хватит полутора часов, а автобусы делают остановку и на центральной площади.

А вот для сравнения столь же древний городок , который я бы назвал сердцем Белорусского Полесья.

ВОЛЫНЬ-2011
. Обзор поездки.
Украинское Полесье (Житомирская область)
. Где Ольга отомстила древлянам.
Овруч. В глубине украинского Полесья.
Житомир. Губернский город.
Житомир. Подол и каньон.
Тот самый Бердичев.
Ровенская и Тернопольская области .
Волынская область .
Сокальщина .
Немного Галиции .