Эстетические требования к одежде. Требования, предъявляемые к одежде. Изучение нового материала

Одежда выполняет гигиенические функции, к которым относятся теплозащитные свойства, гигроскопичность, паропроницаемость, воздухопроницаемость, пылеемкость и др. Кроме того, одежда служит для защиты тела от механических и химических воздействий.

Основным назначением одежды является создание у поверхности кожи человека искусственного микроклимата, обеспечивающего сохранение определенной температуры тела.

Создаваемый одеждой микроклимат представляет собой тонкую прослойку воздуха, располагающуюся непосредственно над поверхностью кожи, и у взрослого человека в одежде составляет около 20 - 30 л.

Зона комфорта этого микроклимата характеризуется температурой 28 - 32"С при относительной влажности 40 - 60% и содержании углекислоты 0,04 - 0,05%.

Самочувствие человека в большей степени зависит от микроклимата, чем от условий окружающей среды.

Одежда должна обладать определенными эксплуатационными, экономическими и эстетическими свойствами.

Гигиенические свойства

При проектировании одежды прежде всего к ней должны предъявляться гигиенические требования, характеризующие соответствие одежды назначению. Одежда при учете климатических условий окружающей среды должна обеспечивать условия комфорта для труда, отдыха и спорта.

Совокупность физиологических процессов организма, поддерживающих постоянную температуру тела, называется терморегуляцией.

Теплоотдача с поверхности кожи зависит от теплозащитной способности одежды, ее конструкции и метеорологических факторов, наиболее важными из которых являются температура воздуха, скорость ветра и относительная влажность.

Современная одежда представляет собой сложную конструкцию и состоит из нескольких слоев (пакета) - белья, платья (костюм, свитер и др.) и пальто. Вес такой одежды достигает 10 кг и более.

К тканям, вырабатываемым для демисезонных и зимних пальто, предъявляются разнообразные требования. Ткани должны быть легкими, толстыми, прочными, ветростойкими, малотеплопроводными, паропроницаемыми, несминаемыми, износоустойчивыми. Проектирование и выработка тканей с учетом таких разнообразных требований практически невозможны. Теплозащитные функции разных слоев пакета для зимнего пальто неодинаковы, поэтому их структура и физико-механические свойства должны быть разными.

Современная теория проектирования теплозащитной одежды возлагает особо ответственные функции на покровную ткань, которая воспринимает основную механическую нагрузку, защищает тело человека от ветра, дождя и имеет большое эстетическое значение. Поэтому покровная ткань должна быть прежде всего прочной, износоустойчивой, легкой, мягкой, несминаемой и наряду с этим она должна быть красивой.

Повышение теплозащитных свойств должно достигаться не использованием толстых, тяжелых и плотных тканей особой структуры, а применением соответствующего теплоизоляционного материала (вата, ватин, пенопласт) и соответствующей ветростойкой прокладки. При оценке теплозащитных свойств одежды воздухопроницаемость является одним из решающих факторов.

Теплозащитные свойства одежды, покрывающей тело, которое выделяет значительное количество влаги, претерпевают изменения.

Одежда с высокими гигиеническими свойствами должна быстро поглощать влагу (пот) и так же быстро отдавать ее во внешнюю среду. Лучшими в этом отношении являются ткани из растительных волокон, особенно льняные.

Пылеемкость и вес одежды зависят от структуры тканей. Пылеемкость и вес шероховатых, ворсовых, начесных тканей больше, чем гладких, шерстяных, шелковых и хлопчатобумажных.

Эксплуатационные свойства

Соответствие назначению и условиям эксплуатации обеспечивается правильным выбором изделия по виду, модели, конструкции, материалу и обработке. Правильное сочетание этих факторов обеспечивает максимальное соотношение изделия условиям эксплуатации и, в первую очередь, удобству пользования.

Большое значение имеют такие свойства одежды, как прочность, срок службы, надежность в эксплуатации и способность сохранять форму.

В процессе эксплуатации изделие подвергается различным напряжениям, истиранию, воздействию светопогоды, атмосферных осадков и т. д. При различных движениях тела происходит многократный изгиб ткани и растяжение в различных направлениях. Поэтому одежда должна иметь определенную износоустойчивость, т. е. обладать способностью оказывать сопротивление изнашиванию и разрушению в определенных условиях эксплуатации.

Износ одежды в значительной мере зависит от ее покроя и конструкции, свойств ткани, качества изготовления, особенностей фигуры и условий эксплуатации. Наибольший износ происходит в местах постоянного или периодического изгиба и истирания материалов. При этом в первую очередь разрушается система нитей, выступающая на поверхности материала.

Многократные действия небольших растягивающих нагрузок вызывают усталость материала, которая проявляется в образовании на деталях выпуклостей (в области колен, локтей, карманов и др.). Вследствие деформации материала ухудшается внешний вид изделия.

С целью укрепления и предохранения изнашиваемых мест в изделиях применяются подкладки, прокладки, накладные детали, пропитки, материалы с повышенной износоустойчивостью. Сохранить форму изделия можно, придавая ему жесткость или используя упругие (несминаемые) материалы.

В первом случае в изделии создается своего рода каркас, в конструкции его предусматриваются различные прокладки (бортовая, прокладка в воротник, пояс и др.) и специальная обработка для придания жесткости и упругости (стежка лацкана, подворотника и т. д.).

Во втором случае сохранение формы достигается благодаря применению несминающихся материалов, а также благодаря приданию деталям изделия форм, заданных самой конструкцией, и фиксации этих форм при помощи различных строчек и швов. Комбинация этих способов обработки дает наилучшие результаты для сохранения формы изделия.

Экономические свойства

Экономические свойства определяются дешевизной и доступностью одежды для массового потребителя при ее высоком качестве. Одним из решающих условий выпуска добротных, красивых и разнообразных по потребительным свойствам моделей одежды является качество исходных материалов.

Все большее значение в швейной промышленности занимают химические волокна, искусственная кожа, пленочные материалы, искусственные меха. Применение материалов и тканей новых структур позволяет создавать совершенно новые изделия, расширять ассортимент и повышать качество продукции, их эксплуатационные и потребительные свойства.

Стоимость основных и вспомогательных материалов в общей себестоимости одежды составляет 80 - 90%. Уменьшение расхода материалов только на 1% дает возможность в масштабах швейной отрасли сэкономить десятки миллионов рублей. Экономное расходование материалов обеспечивается правильной организацией нормирования расхода основных и вспомогательных материалов на швейных предприятиях. Главное заключается в том, чтобы на основе опытных раскладок лекал рассчитать минимальные нормы расхода ткани с учетом изготовления обмеловок для различных сочетаний лекал моделей предусмотренных ростов и размеров. Не менее важное значение имеет расчет кусков ткани, настилание ткани без остатков.

Экономичность одежды в большой степени зависит от технологичности конструкции моделей. В процессе конструирования и изготовления одежды необходимо шире использовать цельнокроеные детали, унифицированные узлы, точный крой, клеевое соединение деталей, совершенную унифицированную технологию, направленную на замену ручного труда машинным.

Следовательно, разработка технологичных конструкций должна проводиться при усовершенствовании конструкции и технологии, улучшении качества и эксплуатационных свойств одежды.

Технологичные конструкции должны способствовать созданию красивой, элегантной, модной, хорошо сидящей на фигуре человека, удобной при различных условиях труда и климата одежды.

Технологичность конструкции зависит от таких факторов, как конструктивная и технологическая преемственность моделей, типизация, унификация и стандартизация деталей изделий, усовершенствование конструкции и т. д.

Конструктивная и технологическая преемственность моделей выражается в том, что в новой модели применяют детали и узлы, ранее разработанные и освоенные производством. Это особенно важно при проектировании на одной конструктивной основе нескольких моделей (семейства моделей).

Использование единых конструктивных основ при проектировании новых моделей одежды позволяет значительно расширить ассортимент изготовляемых изделий, в несколько раз сократить трудовые затраты на разработку чертежей и технической документации, облегчить запуск новых моделей в производство и сократить время на их освоение. Одновременно с этим повышается качество изделий, так как технология новых моделей аналогична уже освоенным моделям.

Типизация предполагает сведение разнообразных конструкций изделий к минимально необходимому количеству типовых конструкций определенных размеров, форм и качеств.

Унификация конструкций одежды состоит в приведении разнообразных деталей и узлов конструкции каждого типа к единообразию без ухудшения качества и внешнего вида изделий.

Нормализация и стандартизация сводится к установлению единых норм по величине измерений отдельных элементов конструкций унифицированных деталей одежды.

Усовершенствование конструкции деталей и узлов одежды производится путем исключения лишних швов (по краю борта, воротника и др.), упрощения формы отдельных деталей без ухудшения качества и внешнего вида изделия. Конструктор должен выбрать более рациональное конструктивное решение того или иного узла или изделия в целом, использовать стандартные детали, что позволит механизировать и автоматизировать процессы технологической обработки изделий.

Эстетические свойства

Улучшение эстетических свойств одежды достигается созданием моделей, отвечающих современным нормам художественного оформления и законам зрительного восприятия.

История искусства показывает, что понятие о красоте является относительным и изменяется с течением времени. Всякая система эстетических закономерностей и оценок отражает внутренние тенденции процесса познания окружающего мира. Возникнув, эта система действует и приобретает известную самостоятельность. Люди не могут произвольно ни уничтожить, ни создать эстетический-закон. Более того, всякую свою деятельность они должны согласовывать с ним. Все свойства закона проявляются и в моде.

Гегель* заметил, что следовать моде нелепо, а не следовать смешно. Не подчиняться и не признавать моду - значит восставать против очевидных тенденций развития эстетического сознания и деятельности. Эстетическое начало присуще любой производственной деятельности, оно проявляется в той мере, в какой исполнителю работы удается освободиться из-под гнета внешних принуждающих обстоятельств, производить по собственной инициативе, вдохновляясь самим процессом труда.

Переход от обычного утилитарного производства к искусству выражается прежде всего в том, что способу исполнения работы, осмысленному формированию материала, технике его обработки придают первостепенное значение, не вызванное какой-либо насущной потребностью.

Отчасти красота, присущая самому предмету, является следствием искусного исполнения, отчасти она как бы вносится из вне, достигается декоративным преобразованием формы.

Значение декоративного оформления заключается в том, что оно позволяет выявить скрытые существенные стороны предмета, его конструктивное устройство, утилитарную и социальную функции, сделать их доступными непосредственному чувственному восприятию.

Задача модельера не ограничивается поисками рационального решения, необходимо учитывать впечатления, которые производят те или другие конструктивные линии, требуется, чтобы решение выглядело соответственным, логичным, было бы приемлемым для эстетического чувства. Таким образом, декоративное решение не столько повторяет конструкцию, сколько согласуется с ней, является развитием и дополнением художественного замысла.

Существенной особенностью эстетически оформленной модели является ее завершенность, все ее части определенным образом согласованы и уравновешены друг с другом.

Эстетические свойства моделей одежды основываются не на субъективных вкусах художников-модельеров, а определяются понятием красоты современного художественного стиля.

Художественный стиль нашего времени рождается в горячих спорах и смелых творческих исканиях архитекторов, художников и художников-модельеров. Решающее слово в оценке моделей одежды принадлежит тем, для кого они создаются. Утверждаются лишь такие художественные - решения, которые отвечают подлинным потребностям общества.

----------------------
*Гегель, Георг Вильгельм Фридрих (1770 - 1831) - крупнейший немецкий философ, объективный идеалист, наиболее всесторонне разработал идеалистическую диалектику.

Цель урока: кратко познакомить учащихся с историей моды, с понятиями силуэта и стиля в одежде, требованиями, предъявляемыми к одежде; воспитывать эстетический вкус.

Тип урока: урок сообщения новых знаний.

Наглядные пособия: рисунки одежды разных эпох, журналы мод.

Оборудование и материалы: рабочая тетрадь, карандаши, презентация (Приложение 1) .

Словарь: силуэт, стиль.

Ход урока

I. Организационный момент.

  1. Проверка готовности учащихся к уроку.
  2. Сообщение темы и цели урока.

II. Изучение нового материала.

1. Словесно-иллюстративный рассказ.

Во время рассказа учитель демонстрирует рисунки одежды разных эпох.

Все мы привыкли к одежде, как к собственному телу. Настолько привыкли, что часто не интересуемся ее происхождением и возрастом. Из научных трудов можно узнать, как одевались первобытные люди каменного века. Но имелись ли различия в одежде в то время или набедренные повязки были одинаковыми? Оказывается, различия имелись. Уже тогда люди отличали более сильных, удачливых, выделяя им лучшие шкуры, изготавливая особые украшения. (См. слайд №3).

Первоначально одежда отличалась крайней примитивностью и делилась главным образом на плечевую и поясную. Плечевая состояла из куска ткани, перекинутого через плечо, а, например мужской костюм греков – из нескольких кусков ткани, которые не сшивались, но искусно драпировали тело. Этот костюм состоял из двух частей – нижней рубашки, называвшейся хитоном, и верхней накидки (плащ четырехугольной формы), именуемый гиматией. Одежда женщин Древней Греции состояла из пеплоса – большого куска шерстяной материи прямоугольной формы, размеры которого менялись в зависимости от общественного положения и индивидуального вкуса женщин. Длина пеплоса была различной, а цвет пестрым. Поясная одежда применялась в виде набедренного прикрытия, от которого ведут свое происхождение передник, юбка, брюки.

Египтяне носили льняной передник прямоугольной формы, который обматывался различным образом вокруг нижней части тела и держался на бедрах при помощи кушака или пояса. Несколько позже этот примитивный костюм – передник был заменен более сложным, типа рубашки. Она шилась из сложенного пополам куска материала, образующего перед и спинку. В центре делался вырез для головы, а по сшитым краям оставлялись отверстия для рук. Этот костюм назывался у древних египтян и римлян туникой. (См. слайд №4-8).

С развитием человеческого общества костюм усложняется. Появляется понятие туалета, т.е. совокупность одежды, обуви, перчаток, а также предметов, дополняющих костюм (украшения, цветы и т.д.).

Костюмы прошедших веков и более современные мы легко отличаем по характерному силуэту в фас или профиль.

Силуэт - это французское слово, которым называют внешние очертания любого предмета, его «тень». Несмотря на все своеобразие и неповторимость костюмов разных эпох, их можно вписать в одну из простых геометрических фигур – прямоугольник, трапецию, треугольник, овал. На протяжении последних десятилетий постоянно в моде можно выделить четыре силуэта: прямой, полуприлегающий, приталенный, трапециевидный.

Прямой силуэт – наиболее «универсальный», его можно рекомендовать для всех возрастов и фигур.

Приталенный силуэт можно уподобить двум «встречным» треугольникам или трапециям, и он интересен в том случае, если есть контраст между тонкой талией и легкими, свободными формами верха и низа одежды.

Полуприлегающий силуэт слегка подчеркивает формы.

В силуэте «трапеция» расширение происходит от линии плеча или проймы. Значительное расширение одежды книзу лучше выглядит на фигурах относительно высокого роста, худощавых. (См. слайд №9-13).

2. Изучение силуэтов в современной одежде.

Практическая работа.

Задание:

  1. Определить по журналам мод силуэт разных видов одежды.
  2. Нарисовать в рабочей тетради силуэты современных направлений моды.

3. Словесно-иллюстративный рассказ о стиле в одежде.

Особенности исторического пути развития каждой нации, ее самобытность, обычаи и традиции находят отражение в костюме. Каждая историческая эпоха создавала свой художественный стиль. Например, стили «рококо», «барокко».

Стиль – это выраженная в содержании и форме предметов быта, в искусстве и архитектуре общность художественно-выразительных средств. Одежда, являясь носителем стиля, выражает его с помощью силуэта, цвета, фактуры ткани.

Стиль находится в тесной взаимосвязи с модой, но отличается от нее длительностью существования, широтой распространения, он регулирует, направляет моду.

В современной одежде различают три основных стиля: классический, спортивный и романтический.

Классический стиль мало подвержен капризам моды, которая вносит лишь небольшие изменения в покрой, отделку одежды. К этому стилю можно отнести жакет, кардиган, жилет, платья рубашечного покроя.

Спортивный стиль наиболее распространен в наше время среди молодежи. Одежда этого стиля подходит как для работы, так и для активного отдыха. К ней относят куртки, блузки, комбинезоны, джинсовую одежду.

Романтический стиль очень подчеркивает женственность. Этому стилю присущи различные отделки: воланы, рюши, оборки, кружева, вышивка. Ткани используются воздушные, блестящие, струящиеся. Чаще в этом стиле шьются нарядные платья, блузки.

Свой гардероб вы можете формировать по своему вкусу из одежды разных направлений, но очень важно научиться одеваться в соответствии с ее назначением. Не стоит в театр надевать спортивный костюм, а на работу – нарядное платье из блестящей ткани. Ведь говорят: «Встречают по одежке», а вдруг у вас не будет возможности доказать вторую часть пословицы, что «провожают по уму». (См. слайд №14).

4. Изучение стилей в современной одежде.

1) Практическая работа.

Задание:

По журналам мод определить стили в современной одежде.

2) Беседа с учащимися по вопросам:

  • В одежду какого стиля вы сейчас одеты?
  • Можете ли вы назвать силуэт своей одежды?
  • Одежду какого стиля не стоит надевать на дискотеку?

5. Изучение требований, предъявляемых к одежде.

Одежда играет большую роль в жизни человека, защищая его от неблагоприятных воздействий окружающей среды. Она имеет также психологическое и эстетическое значение. Поэтому, создавая одежду, необходимо исходить из определенных требований к ней – гигиенических, эксплутационных, эстетических и экономических.

Гигиенические требования – это требования соответствия одежды ее назначению. То есть одежда должна создавать благоприятный микроклимат вокруг тела человека, быть легкой, мягкой, удобной.

Предъявляемые к одежде гигиенические требования достигаются подбором соответствующих тканей и разработкой рациональной конструкции изделия.

Эксплутационные требования к одежде заключаются в следующем:

  • у изделия должна быть удобная конструкция и высокое качество обработки отдельных деталей и узлов;
  • одежда должна быть достаточно прочной, износоустойчивой;
  • изделие должно легко стираться, чиститься и т.д.

Выполнение этих требований зависит от покроя, свойств ткани, качества обработки, условий носки.

Эстетические требования заключаются в том, что одежда:

  • должна быть красивой;
  • соответствовать современному направлению моды;
  • учитывать индивидуальные особенности телосложения и возраста человека.

Экономические требования заключаются в том, что одежда должна быть недорогой и доступной.

Учет вышеперечисленных требований обязателен как при массовом, так и при индивидуальном изготовлении одежды. (См. слайд №15,16).

6. Конспектирование учащимися основных требований, предъявляемых к одежде.

Учащиеся в рабочих тетрадях записывают основные требования, предъявляемые к одежде. (Учебник, С. 102-103;).

III. Итог урока.

1. Закрепление изученного материала.

Беседа с учащимися по вопросам:

  • Какие силуэты можно выделить в современной моде?
  • Учитываются ли при выборе силуэта особенности телосложения человека? Если да, то каким образом?
  • Назовите стили в одежде, которые вы узнали сегодня на уроке.
  • По каким признакам можно отличить одежду классического стиля от романтического?
  • Как вы думаете, из какой ткани должна быть сшита блузка, чтобы ее отнесли к спортивному стилю?
  • Как можно учесть выполнение гигиенических требований при изготовлении домашнего халата?

2. Выводы по теме урока.

Итак, какие же выводы вы можете сделать после сегодняшнего урока? Что вы узнали нового? Как вы будете применять эти знания? (См. слайд №17).

Учитель задает наводящие вопросы, учащиеся формулируют вывод.

1. Сколько видов силуэтов используется в современной моде?

Вывод: В современной моде используют в основном 4 вида силуэта.

2. Что нужно учитывать при выборе одежды какого-либо силуэта?

Вывод: При выборе одежды определенного силуэта необходимо учитывать особенности телосложения человека.

3. Как нужно правильно одеваться, чтобы не выглядеть нелепо?

Вывод: Одежду разных стилей необходимо одевать в соответствии с ее назначением.

4. На каком этапе изготовления одежды необходимо учитывать требования, предъявляемые к ней?

Вывод: При подборе ткани, проектировании и выборе способов обработки отдельных узлов одежды необходимо проверять, насколько они соответствуют требованиям, предъявляемым к одежде.

3. Выставление оценок, их аргументация.

Домашнее задание: стр. 97-103; оформить в альбоме лист «Основные силуэты в современной моде».

Основные понятия о требованиях предъявляемых к одежде, таких как – потребительские, социальные, функциональные, эргономические, антропометрические, гигиенические, психофизиологические, эстетические, эксплуатационные, экономические, производственные (промышленные), понятие о унификации деталей одежды, о технологичности изготовления и конструкции одежды, о стандартизации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лекция №4: Требования к одежде

Требования к швейному изделию определяются требованиями к качеству материалов изделия, процессов моделирования, конструирования и его технологической обработки. От качества проектирования одежды зависят объемная форма и композиция одежды, ее художественно-эстетические свойства, экономичность и технологичность изделий. Качество процессов технологической обработки определяет объемную форму и товарный вид изделия. От качества материалов и их гигиенических свойств зависят микроклимат под одеждой, самочувствие и работоспособность человека. При создании одежды материалы определяют функциональное назначение одежды, их подбирают в соответствии с обликом и возрастом потребителя и направлением моды. При создании требуемой объемной формы одежды и ее устойчивости в эксплуатации обращают внимание на свойства материалов (жесткость, драпируемость, формоустойчивость). Качество продукции определяют по совокупности потребительских и промышленных показателей. Классификации требований к бытовой одежде представляют собой совокупность потребительских и производственных требований.

Потребительские требования состоят из социальных, функциональных, эксплуатационных, эстетических, эргономических, антропометрических, гигиенических и психофизиологических требований.

Социальные требования определяются спросом покупателей на целесообразный ассортимент одежды (в том числе размерно-ростовой), отвечающей основам общественного воспитания и конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынке.

Функциональные требования - требования к соответствию одежды конкретному назначению. Например, композиционному построению модели, конструкции и материалам, возрастным особенностям телосложения взрослых и детей, их облику и психологическому развитию. Кроме того, характер модели, ткань, отделка, цветовое решение должны отвечать вкусам потребителей.

Эргономические требования включают комплекс антропометрических, гигиенических и психофизиологических требований.

Антропометрические требования заключаются в соответствии одежды размеру, форме тела, пропорциям, особенностям строения фигуры различных возрастных групп, характеру выполняемых движений. Конструкция изделий должна строиться на основе размерной типологии и обеспечивать удобство и максимальную свободу движений при ограничении перемещения одежды относительно тела. Большое внимание следует уделить покрою рукавов как наиболее подвижных частей костюма. При проектировании одежды для детей необходимо учесть, что неудобная одежда лишает их активности, мешает двигаться, сковывает движения. Тесный костюм отрицательно действует на рост и развитие организма, нарушает кровообращение, травмирует кожный покров. Так, температура верхних и нижних конечностей увеличивается при носке давящей одежды. Сдавливание конечностей одеждой изменяет механизм регулирования температуры тела вследствие раздражения нервных окончаний в коже, реагирующей на давление. С точки зрения эргономики, субъективная оценка удобства или комфортности одежды часто расходится с объективной. Человек может приспособиться к нерациональной конструкции. Трудно получить эргономическую оценку качества детской одежды со слов ребенка.

Гигиенические требования определяют основное назначение одежды – обеспечивать защиту человека от неблагоприятных климатических воздействий, загрязнений, повреждений и обеспечивать оптимальный микроклимат между одеждой и телом для поддержания необходимого теплового состояния организма.

Психофизиологические требования реализуются в свойствах, воспринимаемых человеком в ощущениях. Одежда не должна вызывать отрицательную реакцию и неприятные симптомы. Отрицательное воздействие на организм могут оказывать излишний вес изделия, его толщина, колючесть ткани, грубая обработка швов, туго стягивающие талию, запястья или щиколотки участки одежды. Одежда должна отличаться комфортностью надевания и снятия, а также удобством пользования её отдельными элементами.

Эстетические требования, предъявляемые к костюму, определяются совершенством композиционного и цветового решения модели, гармонией, соразмерностью частей и целого, пластичной выразительностью формы, её тектоникой, стилистической связью с предметным миром, новизной модели и конструкции, товарным видом. Форма костюма – пространственно-временная структура, несущая информацию о культуре, стиле, моде, научно-техническом развитии общества, индивидуальных качествах человека. Средством объединения всех элементов формы в единое целое, выражающее идейно-художественное и образное содержание костюма, служит композиция. Эстетический уровень современного костюма определяется взаимной согласованностью перечисленных факторов.

Эксплуатационные требования к одежде характеризуются устойчивостью одежды (ее формы, материала, конструкции, деталей, краев, швов) к трению, сминанию, разрыву, изгибу, действию светопогоды, химчистке, стирке. При проектировании модели одежды учет этих требований осуществляют выбором рациональных конструкций функциональных элементов (карманов, застежки и др.) и правильным подбором материалов в пакет одежды. Эти требования включают показатели соответствия назначению и условиям эксплуатации, удобства пользования, срока службы, формоустойчивости, надежности в эксплуатации одежды.

Экономические требования учитывают показатели производственной экономичности (затраты на изготовление модели одежды, стоимость материалов и обработки изделия), потребительские расходы на эксплуатацию изделия (расходы на химчистку, стирку и восстановление), так же его надежность, долговечность и универсальность.

Производственные (промышленные) требования к одежде делятся на конструктивно-технологические и экономические. Конструктивно- технологические требования определяют технологичность конструкции швейного изделия, затраты труда и сроки изготовления модели. Качество выполнения этих требований зависит от конструктивных решений основных деталей изделия и элементов конструкции, от возможности изготовления изделий в соответствии с принятой технологией и использования новейшего промышленного оборудования. Важным средством, стимулирующим процесс, является стандартизация и унификация деталей, отдельных конструкций, узлов.

Унификация деталей – приведение размеров, типов, форм одного функционального назначения (например, карманов) к оптимальному единообразию. Их делят на несколько групп. В одной группе детали имеют одинаковые размеры. Оптимизация и унификация методов обработки деталей и узлов позволяет использовать специализированные швейные машины и машины автоматического действия с минимальными переналадками для дальнейшей обработки деталей различных размеров и конфигураций (воротников, клапанов, карманов и т.п.).

Стандартизация – процесс установления и применения стандартов (нормативных документов). Стандартизация позволяет избежать непроизводительных затрат при проектировании и изготовлении швейных изделий и обеспечивает стабильность и высокое качество производства. В зависимости от объектов стандартизации, органов, утверждающих стандарты, и сферы их действия установлено три категории стандартов: государственные стандарты, стандарты отрасли, стандарты предприятий. Государственные стандарты утверждаются Госстандартом РФ и обязательны к применению на всех предприятиях и в организациях любого подчинения, во всех отраслях хозяйства России. Утвержденные государственные стандарты обозначаются индексом ГОСТ, регистрационным номером и двумя последними цифрами года утверждения, Отраслевой стандарт обозначают индексом ОСТ, условным цифровым обозначением министерства, регистрационным номером и двумя последними цифрами года утверждения или пересмотра. ОСТ швейной промышленности обязательны для работников всех предприятий и организаций, применяющих продукцию данной отрасли. Стандарты предприятия обязательны только для определенного предприятия, они разрабатываются на основе ГОСТ и ОСТ службами предприятия и утверждаются руководством. На поставляемую продукцию и сырье СТП не распространяются. Наибольшее распространение получили методы стандартизации - технологичность конструкций деталей одежды, унификация, типизация и другие. Стандартизация конструкций одежды – одно основных условий промышленного производства, например размерная типология фигур. Унификация направлена на рациональное сокращение излишнего многообразия видов и типов изделий (деталей), снижение материальных и трудовых затрат в процессе проектирования и производства одежды, сокращение сроков разработки технической документации и подготовки производства к запуску новых моделей, а так же, рациональное использование материалов и обеспечение высокого качества конструкции. Для унификации конструкций соединений, узлов, припусков на швы и т.п. используется принцип сходства оборудования и технологии изготовления. При помощи вариации элементов, сохраняя конструктивную основу, можно добиться образной новизны модели. Объектами унификации могут быть: детали (рукава, воротники, капюшоны, карманы); декоративные детали (манжеты, паты, погоны, хлястики и т.д.); детали подкладки и т.д. Разработка моделей из унифицированных деталей осуществляется с соблюдением основных принципов и положений метода комбинаторики и взаимозаменяемости. Каждая новая модель должна иметь шесть – восемь отличий от остальных. Работа по созданию модели сводится к набору и компоновке в изделии деталей заданной формы с учетом назначения изделия, материала, антропометрических и психологических данных о потребителях. Работа по унификации деталей одежды – это может быть метод моделирования семейства моделей на одой конструктивной основе. В одежде делается акцент на индивидуализацию, уникальность и эксклюзивность моделей. Эти качества одежды, как предмета дизайна и объекта творчества, можно получить не только за счет уникальных элементов, но и за счет конструктивной преемственности моделей. Все конструктивные и конструктивно-декоративные элементы одежды разделяют на три категории: стандартные (полностью унифицированные) – детали и элементы имеют постоянные размеры и конфигурацию краев; типовые (частично унифицированные) – повторяются в моделях с незначительными изменениями конфигурации и размеров; уникальные – характерны только для конкретной модели.

В зависимости от назначения одежды, условий ее эксплуа­тации, возраста, пола и социального статуса потребителя к ней предъявляются определенные требования. Их можно подразделить на социальные, функциональные, эргономические, эстетические, надежности и безопасности.


ляющими общественную потребность и возможность реализации одежды.

Общественная потребность оценивается показателями соци­ального адреса и потребительского класса (типажа) изделий. По­казатель социального адреса и потребительского класса одежды характеризует соответствие выпускаемых изделий структуре по­требностей определенной социальной группы потребителей.

В зависимости от ориентации на определенную группу пот­ребителей устанавливают потребительский класс (типаж). Так, потребительский типаж бытовой одежды включает мужские, жен­ские, детские изделия, а среди них изделия, отличающиеся по мо-дельно-конструктивным и размерным признакам.

Социальный адрес одежды отражает семейное, служебное и об­щественное положение человека. Одежда должна соответствовать конкретной обстановке труда и отдыха, образу жизни, возрасту, типу личности, уровню доходов, культурным традициям. В совре­менном мире одежда имеет более утилитарный характер, однако ее социальное значение не уменьшается.

Возможность реализации оценивается по соответствию модели оптимальному ассортименту, сезонности спроса, моральному из­носу и конкурентоспособности. Основной причиной морального износа является изменение потребностей.

Функциональные требования предусматривают соответствие одежды своему назначению и условиям эксплуатации. Требова­ния, предъявляемые к зимней одежде, отличаются от требований к одежде летнего ассортимента.

На степень удовлетворения функциональных требований ока­зывают влияние несколько факторов: структура и свойства мате­риалов, модельно-конструктивные особенности одежды (степень прилегания, степень замкнутости одежды, количество слоев и т. п.), различные виды специальной обработки (водонепроницаемая, фор-моустойчивая и т. п.), цвет и др.

Эстетические требования предполагают соответствие одеж­ды основным направлениям моды, сложившемуся стилевому на­правлению, рациональности ее формы, целостности композиции, совершенству изготовления.



Швейные товары

С помощью одежды человек формирует свой внешний облик, поэтому к художественному оформлению одежды предъявляются высокие требования, а создание моделей одежды относится к об­ласти декоративно-прикладного искусства.



Требования к информационной выразительности отражают способность одежды быть знаковой, оригинальной, соответство­вать моде и стилю.

Под знакоеостью понимают воспроизведение в форме изделий различных эстетических идей и представлений. Наиболее знако­выми являются изделия для детей. Оригинальность изделия харак­теризуется наличием в форме его совокупных признаков, которые обусловливают отличия (непохожесть) от изделий аналогичного назначения по материалам, отделочным деталям, форме карманов, воротника. Одежда должна соответствовать основному направле­нию моды по силуэту, покрою, стилю, применяемым материалам, конструкции, цвету, виду швов и т. п.

Целостность композиции характеризует органичную взаимо­связь элементов и формы, единства частей и целого. Она прояв­ляется в объемно-пространственной структуре, тектоничности, пластичности, упорядоченности графических и изобразительных элементов, колорите и декоративности.

Объемно-пространственная структура характеризуется вза­имным расположением и размерами (объемами) отдельных эле­ментов.

Тектоничностъ выражается во взаимосвязи формы и конструк­ции изделия со свойствами материала. Пластичность формы из­делия выражается в мягкости, текучести, зрительной связности, плавности переходов от одной части формы к другой.

Эстетическое восприятие изделий обусловлено своеобразием их внешнего оформления, которое во многом определяется коло­ритом и декоративностью материала. Колорит характеризуется определенной системой цветовых тонов, их сочетаний, взаимоот­ношений. Колорит является важнейшим средством эмоциональной выразительности изделия, средством воздействия на потребителя. Колорит может быть теплым (в основном красные, желтые и оран-190


жевые тона) и холодным (в основном синие, зеленые и фиолетовые тона), спокойным и напряженным, ярким и блеклым.

Декоративность материала определяется его фактурой, тек­стурой, наличием или отсутствием блеска, прозрачностью и др. Например, фактура тканей определяется видом пряжи, ее волок­нистым составом, круткой и т. п.

Рациональность формы характеризует особенность вырази­тельности формы и конструкции изделия и соответствие их функ­циональному назначению. Рациональны такие форма и конструк­ция одежды, посредством которых максимально проявляется ее назначение.

Совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида характеризуют чистоту исполнения конструктив­ных линий, соединения деталей, узлов одежды. Степень соответ­ствия этим требованиям определяют качество выполнения швов и отделки одежды, качество и четкость исполнения маркировки.

Соответствие одежды эргономическим требованиям способ­ствует созданию комфортных условий при носке одежды, при ее надевании, снятии и уходе за нею. Эргономические требования определяют соответствие одежды антропометрическим, гигие­ническим, психофизическим и психофизиологическим, а также психологическим особенностям человека.

Антропометрические требования предъявляются к соразмер­ности одежды и антропометрических характеристик человека. Одежда должна соответствовать форме и размерам тела человека как в статике, так и динамике. Она должна обеспечивать благопри­ятные условия для дыхания, кровообращения, выполнения различ­ных движений, предотвращать утомление. Конструкция одежды должна предусматривать ее удобство в эксплуатации.

Гигиенические требования обеспечивают комфортные условия жизнедеятельности человеческого организма. Это - требования к микроклимату пододежного пространства (температура, влаж­ность, газовый состав, загрязненность и др.), теплозащитные тре­бования, требования электризуемости и т. п.

Регулирование микроклимата одежды и создание комфортных условий для человека обеспечиваются как соответствующими



Швейные товары

свойствами материалов одежды, так и ее конструкцией и обра­боткой. При этом оцениваются такие показатели, как пылеемкость, воздухо- и грязепроницаемость, отстирываем ость, гигроскопич­ность, теплопроводность, электризуемость и пр.

Психофизические и психофизиологические свойства характе­ризуют соответствие одежды силовым, слуховым, зрительным, вкусовым, обонятельным, осязательным возможностям человека. Для удовлетворения этих требований большое значение имеют показатели массы одежды, ее жесткости и величина трения между слоями пакета одежды и кожей человека.

Удовлетворение психофизических и психофизиологических требований особенно актуально для детской одежды, спортивных и специальных изделий.

Психологические свойства характеризуют соответствие изделия навыкам, восприятию, мышлению и памяти человека. Психоло­гические требования выполняются, если одежда приспособлена к особенностям функционирования органов чувств человека, его привычкам! Например, расположение карманов - на вогнутых участках вблизи центра тяжести; направление застежки, не меша­ющее при выполнении движений, - слева направо в мужской одеж­де и справа налево в женской; легкость застегивания. Это объясня­ется наличием у человека устойчивых навыков таких действий.

Требования к надежности одежды. Одежда должна в тече­ние определенного промежутка времени выполнять свои функции, удовлетворяя предъявляемые к ней требования. При этом должны обеспечиваться ее долговечность, сохраняемость, ремонтопригод­ность и безотказность.

Соответствие одежды требованиям долговечности позволяет сохранять ее потребительские свойства до разрушения. Долговеч­ность одежды определяется ее износостойкостью, т. е. способно­стью противостоять действию изнашивающих факторов, резуль­татом которых является износ.

Причиной износа является воздействие физических, хими­ческих, биологических и комбинированных факторов. Степень влияния тех или иных факторов зависит от назначения и условий эксплуатации одежды. Например, решающее влияние на износ


верхней одежды оказывают истирание, действие многократных растяжений и изгибов, инсоляция. Износ же бельевых изделий в большей степени происходит вследствие комплексного воздейст­вия моющих средств и других факторов стирки, глаженья, а также трения белья о другие слои одежды.

Сопротивление одежды действию изнашивающих факторов зависит от свойств материалов, конструкции изделия и техноло­гической обработки (качества выполнения операций соединения, формования и отделки). Уменьшение интенсивности использова­ния одежды (эксплуатация с перерывами для "отдыха"), а также систематический уход за изделиями (отпаривание, глаженье) спо­собствуют увеличению долговечности одежды.

Изнашивание отдельных участков одежды происходит неравно­мерно. В связи с этим различают общий и местный износ одежды. Местами наиболее интенсивного изнашивания являются области колена, локтя, сидения брюк, сгибы низков рукавов, брюк, низа изделий, выпуклые рельефные швы и др. Для увеличения срока службы одежды указанные участки усиливают вторым слоем ма­териала (ластовицы, наколенники и др.) или специальной тесьмой (низки брюк).

Сохраняемость определяется условиями хранения и транс­портирования. При хранении одежды в условиях повышенной влажности может произойти значительная усадка материалов, изменение ее размеров, повреждение микроорганизмами, а при неудовлетворительных условиях транспортирования - искажение формы, механические повреждения.

Ремонтопригодность одежды зависит от ее конструкции и методов обработки. Одежду с большим количеством отрезных деталей сложной формы труднее перекроить и переделать, чем одежду простых форм с небольшим количеством деталей. Изделия с клеевым и сварным соединением деталей и узлов не могут быть перелицованы и переделаны из-за высокой прочности соединений, невозможности удаления следов клея с изнанки материала.

Требования безотказности - это требования к способности одежды сохранять свою работоспособность в течение некоторо­го времени или некоторой наработки. Например, это может быть

1 оваронедение и экспертиза промышленных товаров.



Швейные товары

число чисток, стирок или глажений одежды за определенный пе­риод ее эксплуатации.

Требования безопасности характеризуются сведением к ми­нимуму риска для жизни и здоровья человека при использовании одежды. Требования безопасности строго регламентированы законо­дательными актами и нормативными документами. В зависимости от назначения требования безопасности могут меняться. Наиболее жесткие требования предъявляются к детской одежде, особенно к одежде для новорожденных и детей ясельного возраста.

Требования безопасности одежды распространяются на содер­жание вредных веществ (бензол, толуол, формальдегид, тяжелые металлы и пр.), биологическую безопасность, соответствие раз­меров одежды и т. п.

Одежда является одним из средств защиты тела человека. Она выполняет не только утилитарную, но и эстетическую, психологическую, социальную роль.

Ассортимент материалов для одежды постоянно обновляется. Применяются различные ткани, нетканые материалы, искусственный и натуральный мех, натуральная кожа, дублированные материалы.

Требования, предъявляемые к одежде, зависят от ее назначения, условий эксплуатации, возраста и пола потребителя.

Функциональные требования.

Утилитарная (практическая) функция одежды заключается в том, чтобы предохранить человека от неблагоприятных атмосферных воздействий, обеспечить оптимальные температурные условия. Одежда должна украшать человека, скрывать его физические недостатки. Одежда может служить знаком печали (траурная) и знаком радости (свадебная). Одежда выполняет различные социальные, обрядовые, профессиональные функции. В соответствии с этим определяется различное значение функций одежды. Например, для торжественно-нарядной одежды главная функция — эстетическая, удобство в носке и прочность — для повседневной.

Эргономические требования.

Эргономические требования к одежде связаны с физиологическими, антропометрическими и другими особенностями человека. Одежда должна быть удобной и создавать ощущение комфорта, она не должна утомлять и вызывать снижение работоспособности.

Антропометрические требования.

Одежда должна соответствовать росту, размеру, полноте покупателя. Одежду должно быть удобно снимать, надевать, застегивать, утюжить, изменять размеры и т. п. Большое значение в одежде имеет степень свободы облегания изделием фигуры, она обеспечивается соответствующими величинами прибавок или припусков.

Минимальный припуск для пальто — 5—6 см, для платья, пиджака, жакета — 2,5 см.

Антропометрические требования удовлетворяются также за счет применения текстильных материалов, способных за счета деформации, удлинения компенсировать изменения размеров тела в динамике. Чем больше удлинение текстильных материал лов, тем меньше должны быть припуски на свободное облегание.

Гигиенические требования.

К гигиеническим требованиям относятся: теплозащитность, гигроскопичность, паро- и воздухопроницаемость, водонепроницаемость.

Теплозащитность — способность одежды сохранять тепло; на теплозащитность влияют конструкция, покрой, фасон. Для уве личения теплозашитности применяют ткани с начесом, специальные прокладочные утепляющие материалы.

Гигроскопичность — способность одежды впитывать влагу обеспечивать поглощение пота и отдачу его во внешнюю сред; Обусловливается она гигроскопичностью ткани, из которого одежда изготовлена.

Воздухопроницаемость. Одежда должна хорошо вентилироваться. В пододежном пространстве накапливается углекислота, это отрицательно влияет на самочувствие и работоспособность чело

иска. Наибольшей воздухопроницаемостью должны обладать изделия бельевого и платьевого ассортимента, меньшей — пальтовые, плащевые, костюмные.

Паропроницаемость. Чем толще и плотнее ткань, тем меньше паропроницаемость. Наилучшая паропроницаемость у одежды из хлопчатобумажных и вискозных тканей.

Масса швейного изделия. Масса комплекта зимней одежды составляет иногда 1/10 массы тела человека. Это вызывает дополнительные затраты энергии при носке, поэтому необходимо применять легкие основные, вспомогательные и утепляющие материалы.

Эстетические требования.

Одежда должна соответствовать современному стилю и моде.

Стиль — исторически сложившаяся устойчивая система средств и приемов художественной выразительности. Особенности готического, романского стиля, барокко, рококо нашли свое отражение в форме, размерах, колорите, пропорциях. Стиль отражает характер эпохи, ее художественный вкус и определяет изменения форм предметов быта, одежды.

Надежность одежды в эксплуатации — важное потребительское свойство. В процессе эксплуатации показатели качества не должны резко изменяться на протяжении определенного периода времени (срок службы одежды). Надежность одежды связана с частичной или полной потерей либо изменением утилитарных и эстетических свойств швейного изделия. Надежность одежды — сложное свойство, состоящее из таких элементов, как безотказность, ремонтопригодность, долговечность и др.

Долговечность изделия зависит от сопротивления его физическому износу. Физический износ — это видимое разрушение материалов, изменение размеров, окраски, потеря водоупорных свойств и т. д. Если изделие перестало отвечать моде или у потребителей изменились требования к форме, цвету, фактуре материала — значит, произошел и моральный износ одежды.

Антропометрические свойства швейных изделий — свойства, обеспечивающие соответствие размерных характеристик изделий форме и размерам тела человека в статике и динамике, создающие благоприятные условия для дыхания, кровообращения, а также — выполнения различных движений, удобство в эксплуатации (способность легко надеваться, сниматься, застегиваться, пользоваться отдельными элементами).

Безопасность изделий — свойство изделий, обеспечивающее отсутствие недопустимого риска, связанного с причинением вреда жизни, здоровью и имуществу человека. Определяется безвредностью — отсутствием выделения вредных для организма веществ (токсичных, патогенных микроорганизмов, аллергического действия), электризуемости материалов. В одежде безопасность обеспечивается также необходимыми параметрами под одежного пространства, способностью изделий защищать тело человека от вредного воздействия окружающей среды; надежностью соединения деталей и узлов.

Гигиенические свойства швейных изделий — свойства, обеспечивающие комфортный микроклимат пододежного пространства (температуру, влажность, газовый состав, чистоту и др.), хорошее самочувствие и работоспособность человека, защищающие от воздействия неблагоприятных внешних факторов. Основными характеристиками этих свойств являются: теплозащитные, гигроскопичность, сорбционная способность, воздухопроницаемость, пылепроницаемость, пылеемкость, электризуемость, грязеемкость.

Моральный износ (социальное устаревание) изделий — потеря изделиями способности удовлетворять эстетические потребности при сохранении основных полезных свойств с изменением моды, детской одежды — несоответствием форме и размерам ребенка в результате роста.

Потребительские свойства изделий — комплекс свойств, проявляющихся при эксплуатации (потреблении) изделий, включающий безопасность, функциональные, эргономические, эстетические и свойства надежности.

Психофизиологические свойства швейных изделий —свойства, обеспечивающие душевный комфорт и физиологические потребности человека. Определяются эстетичностью изделий, хорошей посадкой на фигуре (одежда), антропометрическим соответствием, комфортными условиями для организма.

Ремонтопригодность изделий — способность изделий к восстановлению исходных свойств в результате мелкого, а также среднего и капитального (перелицовка) ремонта одежды. Определяется сложностью конструкции, способом соединения деталей и узлов. Наиболее ремонтнопригодны изделия с ниточным соединением.

Свойства надежности швейных изделий — свойства, обеспечивающие способность изделий сохранять материальные и нематериальные свойства в заданных пределах в течение определенного времени при хранении, транспортировании и эксплуатации, включающие долговечность, сохраняемость, ремонтопригодность.

Сохраняемость изделий — способность изделий сохранять потребительские свойства после хранения и транспортирования.

Срок службы изделий — календарная продолжительность эксплуатации изделий до предельного состояния (физического и (или) морального износа) в днях, месяцах, годах.

Физиологические свойства швейных изделий — свойства, обеспечивающие соответствие изделий силовым и скоростным возможностям человека. Определяются соответствием изделий размерам и форме тела человека, массой, жесткостью, гибкостью, силой трения между слоями изделия, изделием и кожей человека.

Физический износ изделий — ухудшение свойств материалов или их разрушение, изменение конструкции, формы и (или) размеров изделий, разрушение соединений деталей и узлов под влиянием одновременного воздействия механических, физикохимических и биологических факторов.

Формо- и размероустойчивость изделий — способность изделий сохранять и быстро восстанавливать первоначальную форму, измененную в процессе хранения, транспортирования, эксплуатации под воздействием физико-химических и механических факторов. Определяется упругостью, жесткостью, величиной усадки (притяжки) материалов; в одежде также — конструкцией изделия, — наличием упругих прокладочных деталей, обработкой жестких деталей (выстегивание нижнего воротника, лацканов, пояса и др.), несминаемостью и противоусадочностью отделок.

Функциональные свойства швейных изделий — обеспечивающие соответствие изделий размерной и полнотно-возрастной группе человека; области применения и условиям эксплуатации в одежде; сезону.

Эргономические свойства швейных изделий — характеризующие удобство и комфорт, включающие антропометрические, гигиенические, психофизиологические и физиологические.

Эстетические свойства изделий — обеспечивающие способность изделий удовлетворять социальные потребности человека, соответствие общественному эстетическому идеалу, сложившемуся стилевому направлению, моде, вкусам потребителей. Включают информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, высокий уровень конфекционирования, технологической обработки и отделки.