Распашные ворота самому. Как сделать ворота своими руками – чертежи, эскизы, конструкция и другие важные нюансы изготовления. Ворота из профлиста

Считается, что распашные ворота являются самым древним типом ворот. Их существование измеряется тысячелетиями, но принцип устройства остается постоянным, а изменения касаются лишь материалов изготовления и конструкции.

Используют их практически везде: на предприятиях, дачах, в частных домах. Доступность материалов, необходимых для их изготовления, надежность и простота конструкции объясняют столь широкое распространение ворот этого типа. Ворота могут стать и украшением вашего участка, если вам удастся сделать их зашивку красивой. Зашивка же может выполняться из профнастила, металлического листа, ковки и т.д.


К достоинствам распашных ворот следует отнести:

  • простоту конструкции
  • низкую стоимость изготовления
  • универсальность
  • продолжительный срок службы
  • почти полное отсутствие необходимости обслуживания.

Однако у этих ворот имеются и недостатки:

  • зимой, чтобы их открыть, требуется расчистка снега
  • для створок ворот необходимо значительное свободное пространство, чтобы они свободно открывались

Приступаем к изготовлению — этапы работ

Первое, о чем нужно позаботиться, — это несущие столбы . Их необходимо изготовить, а затем установить. Для распашных ворот могут применяться столбы из профильной металлической трубы диаметром не менее 100 мм, из деревянного бруса, изготовленного из твердых пород, из бетона. Устанавливая такие столбы, их необходимо забетонировать на глубину 1 м и более.

Если столбы строятся из кирпичей, то их фундамент должен быть забетонирован на такую же глубину. Сами столбы и их основание должны быть армированы. Из столбов внутрь проема должна быть выпущена или установлен уголок, которые будут необходимы для крепления воротных стоек.

Бетон для бетонирования столбов изготавливается на основе смеси цемента, щебня и речного песка в пропорции 1:4. Чтобы легче было работать, щебень лучше всего применять мелкой фракции.

Залив несущий столб, дать ему выстояться 7 или более дней для того, чтобы бетон хорошо схватился.

В ожидании застывания бетона можно заняться изготовлением полотна ворот . Прежде всего, следует подготовить трубы для изготовления рамы. Их необходимо очистить от коррозии и грязи, обезжирить с помощью растворителя или бензина и нанести слой антикоррозийной грунтовки. Когда трубы готовы, раму необходимо сварить в виде прямоугольника или квадрата. Для обеспечения двусторонней зашивки в средней части рамы вваривается дополнительная труба заподлицо с основной. Зашлифовав сварочные швы, каркас ворот необходимо загрунтовать и покрасить.

После высыхания краски следует начать зашивку полотна ворот. Выбор материала зашивки и порядок зашивки – дело очень индивидуальное и зависит в основном от вкуса хозяина.

Следующий этап – это подвеска ворот. Если опорные столбы металлические, то воротные петли привариваются к самому столбу. Если столбы каменные или кирпичные, то к ним необходимо прикрепить с помощью дюбелей металлическую стойку. И уже к этой стойке крепятся петли.

Если вы сделаете распашные ворота своими руками, то они обойдутся для вас значительно дешевле. Если вы умеете делать основные слесарные операции и если все необходимые материалы имеются под рукой, то изготовление распашных ворот займет два или три дня.

В большинстве случаев возведение объектов инфраструктуры на дачном участке не требует квалифицированного вмешательства строителей. Поскольку возведение ограждения и организация заезда являются первоочередными задачами при обустройстве любого дома, то целесообразнее всего разобраться в вопросах, какие существуют типы въездных конструкций и какой из материалов рациональнее всего использовать при их монтаже, а также как сделать ворота на даче.

Для успешного изготовления любого типа воротной конструкции своими руками необходимы три основных компонента – облицовочный материал, инструментарий и запас времени. Каждому садовому наделу и внутренней территории характерно применение определенного вида ворот, поскольку каждый из них имеет свою технологию открывания и монтажа, чертежи, рекомендуемую отделку, а также расходные принадлежности. Для определения оптимального из них, необходимо выявить свойства, достоинства и недостатки наиболее используемых типов ворот.

Принцип работы распашных ворот обусловлен их строением, которое включает в свой состав две створки, распахивающиеся в противоположные друг от друга стороны. Возведение таких ворот поможет изрядно сэкономить время при организации въезда и выезда.

Основными достоинствами являются:

  • простота монтажа;
  • надежность;
  • долговечность.

Недостатки:

  • наличие очищенного пространства для открывания створок ворот, которое необходимо поддерживать в должном состоянии и в зимний период;
  • в варианте использования ворот в автоматическом режиме потребуется приобретать два комплекта двигателей на каждую из створок, что существенно отразится на общей стоимости.

Обладая бесспорным преимуществом, по сравнению с предыдущим видом, откатные ворота представляют собой конструкцию, состоящую из одной створки, смещающуюся параллельно обустроенным опорным столбам, вдоль линии ограждения, в определенную сторону.

Эта категория ворот, в свою очередь, подразделяется на три подгруппы, которые бывают подвесными, консольными и рельсовыми, поэтому приобретая тот или иной комплект таких ворот необходимо представлять специфику возведения и особенности дальнейшей эксплуатации. Так, подвесной вид предусматривает изготовление специальной навесной страховочной балки, которая является основанием для крепления и последующего передвижения створок.

Консольный вид подразумевает установку консольных механизмов и швеллерной балки, а также наличие нескольких дополнительных метров для оптимального отката ворот, а рельсовому варианту присуще размещение внизу конструкции направляющего рельса.

Преимуществами таких ворот являются:

  • компактность и отсутствие необходимости подготовки очищенного пространства для открывания створок;
  • возможность использования автоматики;
  • практичность;
  • умеренная ценовая политика;
  • организация широкого проезда, а также удобство дистанционного управления воротами).

Недостатки:

  • постоянный контроль над чистотой и наличием смазки роликовых механизмов;
  • проведение ряда подготовительных процедур (расчет расстояния для отката створок и наличие идеально ровного ограждения);
  • базовые строительные навыки и знание особенностей монтажа.

Справиться с возведением такой конструкцией сможет любой владелец загородного жилья, следуя пошаговым инструкциям мастеров, однако ввиду дороговизны комплектующих материалов и приспособлений, а также большого шанса ошибиться в расчетах или сборке конструкции, целесообразнее обращаться за помощью к специалистам. В таком случае вы можете рассчитывать на бесплатный выезд мастера и гарантийное обслуживания в течение оговоренного периода.

Являясь разновидностью откатных конструкций, раздвижные ворота представляют собой две створки, раздвигающиеся в две противоположные стороны. По технологии передвижения раздвижные ворота также подразделяются на составляющие группы, как и вышеописанный тип ворот. Определяющим достоинством такого открывающего механизма является снижение общего веса ворот за счет распределения нагрузки на два каркаса, однако этот плюс достигается использованием двух комплектов двигателей, что в значительной степени увеличивает итоговую стоимость.

Среди огромного множества представленных в ассортиментах строительных магазинов материалов, получивших наибольшее распространение при обустройстве въездных ворот, следует выделить металл и дерево. В этом вопросе выбор того или иного сырья преимущественно зависит от финансовых возможностей хозяина.

Безусловно, преимущественное предпочтение в этой категории материалов отдается профлисту, поскольку он обладает рядом важных отличительных достоинств, однако, как и каждое сырье, имеет некоторые недостатки.

Достоинствами такого материала являются:

  • прочность за счет жесткости первоосновы;
  • умеренная стоимость;
  • простота монтажа;
  • устойчивость к пагубным воздействиям внешней среды;
  • широкий выбор цветовой гаммы;
  • продолжительность эксплуатации.

Недостатки:

  • при легких повреждениях защитной оболочки листа, возможно появление коррозии;
  • шумность при попадании атмосферных осадков.

В представленной категории материалов можно выделить и такого представителя, как сетка- рабица. Ворота такого плана обладают высокой пропускной способностью света, у них малая парусность и имеют небольшой вес. Кроме этого, крепление сетки осуществляется в короткие сроки и без изнуряющих усилий.

В настоящее время ворота на основе дерева – редкое явление. Это обстоятельство обусловлено бесконечным стремлением к безопасности и долговечности, которые с легкостью достигаются использованием металлических изделий. Выполнение каркаса для створок и облицовки из древесины, со временем приводит к провисам ворот и деформации всей конструкции за счет своей громоздкости и большого удельного веса. Безусловно, использование древесины в качестве основы для ворот, строительства дачных объектов и декораций участка выделяет натуральную составляющую внешнего вида и позволяет прочувствовать единение с природой, однако требует специальную обработку каждого элемента и последующий регулярный сезонный ремонт.

Среди достоинств такого сырья следует выделить:

  • низкую стоимость;
  • доступность материала;
  • минимальное количество инструмента и расходных приспособлений, что существенно позволяет сэкономить бюджет;
  • приятную эстетику;
  • быстрый монтаж;
  • легкость обработки.

Однако приятные положительные характеристики в значительной степени перекрываются отрицательными свойствами такого материала. Основные из них:

  • непродолжительный период эксплуатации;
  • невысокая прочность;
  • подверженность к воздействию отрицательных факторов окружающей среды;
  • боязнь резких перепадов температур и повышенного содержания влаги;
  • склонность к воспламенению.

Если же все-таки вы настроены на использование древесины для облицовки «визитной карточки»своего приусадебного надела, то целесообразнее всего этот процесс выполнять на металлическом каркасе из профильной трубы или любых других опорных перекрытий из металла.

Главная цель опорного основания – надежная фиксация всех составляющих элементов ворот. Как правило, фундамент представлен армированным прямоугольным бетонным блоком, размещенным по периметру предполагаемой установки возводимой конструкции. В нашем случае, заливка бетоном осуществляется в стороне от линии проезда, на внутренней придомовой территории. При варианте изготовления распашных ворот фундамент должен располагаться в сторону открывания створок для уменьшения нагрузок на петли в распахнутом состоянии.

Особенно остро встает вопрос качественной заливки бетонного основания при изготовлении ворот из металла, поскольку оно обеспечивает равномерное распределение давления металлических изделий на почву, предохраняя всю конструкцию от усадки и перекосов.

Приступая к выполнению работ по обустройству этого элемента, следует ясно понимать, что какого качества будет фундамент, такое будет и функционирование ворот. При возведении массивных объектов рациональнее всего подготавливать глубинные основания, для небольших конструкций – облегченные опоры.

Нелишним мероприятием, предшествующим процедуре заливки надежного фундамента, является снятие проб и проведение анализа почвы по периметру мест будущей установки. Знание всех особенностей грунта позволит впоследствии обеспечить устойчивость воротам и определить оптимальный тип фундамента.

Отталкиваясь от приведенных выше рекомендаций, каждый владелец загородного участка сможет с легкостью подобрать наиболее подходящий для него вариант изготовления ворот и в кротчайшие сроки его реализовать. Любая выполненная собственноручно работа позволяет не только существенно сократить расходы на строительство того или иного объекта, но и четко представлять структуру каждого связующего компонента, что впоследствии значительно упростит возможные процессы обслуживания и ремонта.

Видео

Об изготовлении разных видов ворот, вы можете узнать, просмотрев предложенные нами видеоматериалы:

Схемы и чертежи

Механизм работы распашных ворот довольно прост, а вот автоматизированные откатные ворота более сложны в изготовлении. Надеемся предложенные нами чертежи и схемы помогут вам разобраться в этом вопросе:

Сделать ворота самостоятельно гораздо проще, чем кажется на первый взгляд. Для этого вам понадобится лишь базовый инструмент для работы по металлу и сварочный аппарат. Поговорим подробно о материалах и технологии изготовления.

Проект – всему голова

Начинать изготовление ворот следует с подготовки проекта, т.е. чертежа, на котором указаны все особенности и размеры будущей конструкции. Поэтому прежде чем его составить, необходимо определиться со следующими нюансами изделия:

  • типом конструкции – чаще всего ворота делают распашными или сдвижными;
  • дизайном – во многом зависит от конструкции и материалов;
  • размером – подбираются с учетом индивидуальных требований;
  • расположением калитки – может быть встроенной в ворота или в виде двери на отдельной стойке.

Когда вы будете четко представлять будущие ворота, изобразите их на бумаге. Базовые элементы конструкции всегда одинаковые – в основе используется каркас, который представляет собой раму, укрепленную перемычками и подкосами. Рама, как правило, обшивается листовым материалом. Для этих целей обычно используют листовую сталь или профнастил.

Несущую функцию выполняют стойки или столбы. Чаще всего в качестве последних применяют профилированные трубы, которые вкапывают в землю и бетонируют. Иногда используют бетонные столбы или возводят их из кирпича. Полотна ворот крепятся к ним при помощи навесов.

Если у вас нет сварочного аппарата и опыта работы с металлом, можно сделать аналогичные ворота из дерева. Они имеют такой же каркас, но из бруса. Обшить их можно тем же профлистом либо досками.

При составлении чертежей вы можете взять за основу предложенные нами проекты, подкорректировав их размеры.

Двухстворчатая конструкция из профнастила – классика жанра

В качестве примера рассмотрим, как выполнить распашные ворота из профлиста. Для их изготовления понадобятся следующие материалы:

  • стеновой профнастил (можно заменить стальными листами);
  • профилированная труба сечением 20х40 мм;
  • профилированные трубы 80х100 с толщиной стенки 7 мм (можно заменить швеллерной балкой);
  • цемент, песок и щебень для заливки бетона;
  • петли для ворот;
  • прут диаметром 15-20 мм.

Рассчитать необходимое количество материалов вы можете по имеющейся схеме конструкции. Когда все необходимое будет закуплено, можно приступать к изготовлению каркаса створок. Для этого надо вначале нарезать профиль 20х40, чтобы получить 2 отрезка, равных ширине створки, и 2 отрезка, равных ее высоте.

Из этих отрезков сварите прямоугольную раму. В процессе состыковки труб обязательно используйте угольник, чтобы углы рамы соответствовали 90 градусам. Затем нужно выполнить заполнение, т.е. приварить несколько горизонтальных перемычек. Можно установить одну горизонтальную перемычку, которая делит сворку пополам, после чего к верхней и нижней половине створки приварить подкосы, как показано в предложенном выше проекте. Иногда от горизонтальных перемычек отказываются в пользу двух перекрещивающихся подкосов.

Точно так же изготавливается рама второй створки и калитки. Если же калитка будет встроенной в створку, заполнение выполняется несколько иначе – как правило, калитка занимает половину створки, поэтому по центру рамы закрепите вертикальную стойку. Теперь, когда проем калитки разграничен, выполните заполнение створки по описанной схеме.

Надо сказать, что ворота из профнастила не обязательно делать исключительно прямоугольной формы. Если вы хотите, чтобы дизайн был более оригинальным и привлекательным, верхние перекладины можно сделать криволинейными, к примеру, арочной формы. Правда, чтобы согнуть профиль вам понадобится мощный трубогиб.

Сразу же сделайте стопоры, которые позволят блокировать ворота с внутренней стороны. Они представляют собой Г-образные вертикальные засовы, которые расположены в нижней части рамы. Стопоры проходят сквозь отверстие в нижнем профиле рамы и входят в укрепленные отверстия в грунте сантиметров на 5. Чтобы при поднятии засовы не выпадали, приварите ограничители в виде планок. Кроме того, закрепите планки, которые позволят фиксировать стопоры в поднятом состоянии.

Дополнительно между створками можно сделать горизонтальный засов из металлической пластины. Для этого приварите к поперечине несколько петель, выполненных из металлического прута, в которых будет перемещаться пластина засова. Кроме того, в стойках рамы сделайте отверстия необходимого размера.

Еще более надежный вариант запора – это замок. Чтобы его вварить, нужно сделать из металлических пластин посадочную платформу. Ее размеры зависят от размеров и типа устанавливаемого замка.

Теперь, когда каркас готов, можно выполнить установку опорных столбов. Для этого вначале выполните разметку - нанесите линию, на которой будут установлены ворота. Затем на линии обозначьте места расположения стоек, согласно проекту.

После выкопайте ямы на глубину около 30% от высоты стоек. Диаметр ям сделайте сантиметров 30-40. Дно лунок засыпьте слоем песка и щебня толщиной 15 см. Прежде чем установить опоры, к нижней их части приварите пару перемычек из уголка или профильной трубы. Они обеспечат более надежную фиксацию столбов.

Высота столбов над уровнем почвы должна быть несколько больше высоты ворот, чтобы можно было обеспечить зазор между створками и почвой около 25 см.

Затем опустите столбы в ямы, зафиксируйте в вертикальном положении и залейте бетоном. После этого нужно прекратить работы, пока бетон не наберет прочность. Если площадка под воротами не будет заливаться бетоном, следует уложить под воротами металлический уголок и приварить его к стойкам.

Теперь можно выполнить монтаж каркаса на стойки. Для этого наносим разметку на створки, чтобы петли располагались на одной линии, после чего привариваем их к раме. Точно так же размечаются опоры и затем к ним приваривается вторая половина петель. После этого рамы створок устанавливаются в рабочее положение – для этого наденьте петли створок на петли рам. Если петли неразборные, рамы нужно зафиксировать в рабочем положении вместе с петлями, выровняв по разметке, и затем приварить к стойкам.

После того, как рамы будут установлены, можно выполнить обшивку. Раскроите листы профнастила согласно проекту и закрепите на каркасе болтами и гайками. Предварительно просверлите под них отверстия по периметру рамы с шагом 150 мм. В центре полотна шаг болтов можно увеличить.

Украсить ворота можно коваными элементами. Они приобретаются в специализированных магазинах и привариваются к обшивке или сверху к раме.

Если площадка под воротами будет заливаться бетоном, над стопорами заложите две трубы с внутренним диаметром несколько больше стопоров. В противном случае просверлите отверстия под стопоры в уголке (пороге).

Сдвижные ворота с приводом – сим-сим, откройся

Все большей популярностью пользуются сдвижные (консольные) ворота с приводом, так как они наиболее удобны в эксплуатации. Специальная автоматика позволяет управлять ими даже при помощи пульта дистанционного управления.

Как и распашные, сдвижные ворота в основе имеют каркас, который может быть обшит тем же профнастилом или другим листовым материалом. Единственное, они представляют собой одну большую створку с противовесом, которая сдвигается в сторону. Несущим элементом является горизонтальная балка, к которой крепится полотно.

В зависимости от расположения балки, сдвижные ворота делятся на три типа:

  • с нижним расположением – балка устанавливается в нескольких сантиметрах от грунта;
  • со средним расположением – балка делит створку пополам;
  • с верхним расположением – балка располагается над воротами.

Еще одна особенность такой конструкции заключается в том, что столбы, которые формируют въезд, т.е. располагаются слева и справа от створки, практически не несут нагрузку от полотна.

Один конец балки свободно висит, в результате чего конструкция и называется консольной. Другой конец, над которым расположен противовес, лежит на двух опорах с роликами (консольных блоках). На одном из столбов устанавливается поддерживающая скоба, которая выполняет функцию направляющей.

  • трубы 60х40 и 40х20 мм;
  • арматура 12 мм;
  • бетон.

Надо сказать, что сделать консольные ворота полностью своими руками не получится. Поэтому придется докупить комплект привода, включающий в себя:

  • электродвигатель;
  • электронику;
  • пластины с роликами;
  • два улавливателя.

Кроме того, понадобится специальная балка, внутри которой будут ездить ролики. Балка имеет П-образный профиль с загнутыми внутрь краями, что позволяет роликам фиксировать конструкцию.

Работу начните с изготовления рамы из трубы 60х40 мм. В нашем случае размер ворот составляет 4х1,9 м плюс 2 м противовес, т.е. рама будет иметь размер 6х1,9 м. Отделите полотно от противовеса вертикальной стойкой, выполненной из трубы 60х40 мм. Затем сделайте заполнение как показано на схеме при помощи трубы 40х20 мм. После этого приварите к нижней части рамы балку спинкой вверх, как показано выше.

Теперь нужно залить фундамент по длине противовеса. Он выполняется по принципу обычного ленточного основания - выкопайте траншею длиной 2 м и глубиной ниже уровня промерзания грунта и шириной 40 см. Дно следует засыпать песком и щебнем. Обязательно установите в траншею закладные детали (2-3 стойки из трубы 80х60 мм) и приварите к ним швеллер шириной 20 см спинкой вверх. Последний будет служить площадкой для опор. Закладные детали свяжите между собой несколькими поясами арматуры, после чего залейте фундамент бетоном до уровня швеллера.

После застывания бетона к швеллеру нужно приварить пару пластин толщиной не менее 5–7 мм. Расстояние между пластинами должно составлять примерно полтора метра. К пластинам приварите шпильки с резьбой, преварительно разметив располжение посадочных отверстий в коретках с роликами. На подготовленные площадки установите коретки и затяните их гайками, которые накручиваются на шпильки.

Теперь раму установите в рабочее положение – просто накатите балку на ролики. Сразу же установите улавливатели, которые не дают конструкции болтаться в закрытом положении при сильном ветре. Чтобы выполнить их монтаж, в закрытом положении створки обозначьте места расположения "ловушек" на столбе. Если столбы кирпичные или бетонные, закрепите на них улавливатели дюбелями. Если же стойки металлические, то выполнить монтаж можно при помощи сварки.

На втором столбе, расположенном со стороны противовеса, закрепите поддерживающую скобу с роликами. Желательно также приварить две стойки к швеллеру со стороны забора и закрепить на каждой из них дополнительные верхние ролики. Они представляют собой П-образную деталь, на каждой "ножке" которой закреплен ролик. В результате верхняя планка рамы при движении створки просто катится между роликами.

Со стороны улавливателей можно установить засов или замок, который будет блокировать дверь. Расположить его нужно так, чтобы язычок перемещался не горизонтально, а вертикально. На столбе закрепите ответную пластину с отверстием, в кототрое будет засов или язычрок замка.

Чтобы , приварите к краям балки заглушки. Кроме того, с торца противовеса нужно закрепить кольцо, к которому будет цепляться трос или цепь привода. Аналогичное кольцо нужно приварить с противоположной стороны балки. Оба кольца должны располагаться на одном уровне.

Напротив нижнего улавливателя к балке крепится упорное колесо. При закрывании створки оно наезжает на улавливатель и немного приподнимает створку. Это позволяет немного снять нагрузку с роликов и перенести ее на столб.

На этом работа практически завершена. Осталось только обшить раму профнастилом и установить механизм открывания ворот, а также подключить электронику. Как правило, двигатель устанавливается со стороны противовеса. Перемещение створки осуществляется при помощи шестеренки и цепи. Электроника привода выносится в отдельный блок, который подключается к электродвигателю.

Надо сказать, что каждая модель привода может иметь свои нюансы подключения, поэтому данный процесс обычно подробно описывается в инструкции, которая имеется в комплекте.

Приобретайте силовой агрегат с запасом по мощности, так как зимой нагрузка на него сильно увеличится.

После установки привода ваши ворота будут открываться нажатием одной кнопки.

В современных условиях ворота не только элемент безопасности, частично снижающий вероятность угона или повреждения машины, а также проникновения на участок или в гараж посторонних, но и часть общего интерьера гаража, дома или участка. В этой статье мы расскажем о различных видах ворот, особенностях их установки и эксплуатации, преимуществах и недостатках, а также расскажем о том, как самостоятельно их установить.

Какими бывают ворота

Несмотря на то, что большинство видов ворот универсальны, то есть их можно применять для дома, гаража или забора, существуют ворота, которые подходят только для чего-то одного. Поэтому мы перечислим основные типы ворот, а также укажем, для чего они подходят лучше всего.

  1. Распашные.
  2. Откатные.
  3. Складывающиеся.
  4. Убирающиеся.
  5. Секционные.
  • Распашные ворота

Это наиболее распространенный и универсальный тип ворот, не меняющий своей конструкции на протяжении тысячелетий и состоящий из двух вертикальных опор, нескольких навесов (петель) и двух створок. В зависимости от материала створок их можно условно поделить на:

  • сплошные;
  • с просветами;
  • деревянные;
  • металлические:
  • из листового металла;
  • кованые.

Основные преимущества распашных ворот – простота монтажа и обслуживания, основной минус – чувствительность к величине снежного покрова и зависимость от свободного пространства перед ними. Если снег поднялся выше нижней кромки ворот или перед ними стоит любое препятствие (машина, куча мусора, блок ФС), то открыть их будет проблематично, остальные типы ворот лишены этого недостатка.

  • Откатные ворота - чертеж

Вторые по популярности ворота, которые можно установить только там, где сбоку есть достаточно свободного места, то есть 1,5–2 ширины воротного проема. Из-за этого их устанавливают лишь в заборах и гаражах, расположенных в подвальном или нижнем этаже жилого дома. Несмотря на то, что встречаются откатные ворота, сделанные частично из древесины, широкого распространения они не получили, поэтому почти все откатные ворота делают из металла. При этом ворота из листа, трубы и прута пользуются одинаковым спросом. Основное преимущество этих ворот – они не требуют наличия перед ними свободного пространства, зато гораздо чаще требуют обслуживания, чем распашные из-за более тяжелого режима работы роликов и кареток, обеспечивающих движение ворот.

  • Складывающиеся ворота

Этот тип ворот получил широкое распространение на различных предприятиях, потому что лишен основных недостатков ворот других видов и расположен на охраняемой территории. Благодаря тому, что нижняя направляющая закрыта воротами, даже во время сильного снегопада она не забивается снегом, поэтому не возникает и проблем с открыванием ворот. Поэтому этим воротам присущи лишь два недостатка – дороговизна установочного комплекта и монтажа, а также слабое охранное действие, ведь они выполняют лишь декоративную и логистическую функцию. Однако при правильном исполнении, эти ворота будут очень красиво выглядеть на гараже под домом. Тем не менее, широкого распространения в жилых домах эти ворота не получили.

  • Убирающиеся ворота

Убирающиеся или подъемно-поворотные ворота очень востребованы в гаражах, находящихся внутри охраняемых территорий. Ворота не зависят от уровня снега и относительно недороги, зато занимают много места под потолком, куда убираются во время открывания гаража. Благодаря тому, что ворота выполнены в виде одной огромной створки, которая полностью закрывает воротный проем, их открывание выглядит очень красиво – ворота поднимаются, разворачиваются и уходят куда-то внутрь гаража. Кроме того, такие ворота требуют регулярного профессионального обслуживания, поэтому их ставят лишь те, кто может проводить все регламентные и ремонтные работы самостоятельно или обладает достаточными финансами для заключения договора обслуживания с серьезной фирмой.

  • Секционные ворота

Секционные, они же роллетные ворота являются оптимальным выбором для гаража, находящегося внутри охраняемой территории. Они не зависят от величины снежного покрова, не требуют большого пространства под потолком (за исключением крупносекционных ворот), просты в обслуживании. Благодаря использованию современных материалов они обеспечивают хорошее утепление гаража без всяких дополнительных мероприятий, ведь утеплитель находится внутри металлического (реже пластикового) каркаса, из которого и сделаны секции. Такие ворота очень востребованы, но установить их самостоятельно трудно из-за сложной конструкции, высоких требований к точности и настройке.

Какие ворота можно сделать самостоятельно

Если вы опытный строитель, имеете доступ к необходимому оборудованию, комплектующим и обладающим нужными навыками помощникам, то сможете сделать самостоятельно любые из описанных выше ворот. Если же вы обычный человек, чьи таланты и способности лежат в других сферах и обладаете минимальными строительными, слесарными и сварочными навыками, то вам по силам создать лишь распашные и откатные ворота. Мы рекомендуем делать именно распашные ворота – несмотря на серьезные недостатки, они просты в монтаже, красиво выглядят, а поиск материалов для них не вызывает затруднений. Ниже мы опишем основные этапы создания и установки распашных и откатных ворот, это поможет вам лучше понять процесс, оценить свои силы и самостоятельно создать красивые и функциональные ворота.

Как создать и установить распашные ворота

Для создания ворот с размерами 2,2х2,2 метра вам потребуются:

  • стальной профиль (квадрат) сечением 30 мм 20–30 метров;
  • стальной профиль (квадрат) сечением 100х100 мм или стальная труба диаметром 100–120 мм 6–7 метров (два отрезка по 3–3,5 метра);
  • гаражные петли 4–6 штук;
  • дверные петли 2 штуки;
  • замок дверной;
  • профнастил 6–7 квадратных метров;
  • стальная арматура диаметром 10–14 мм 3–6 метров;
  • ручной или механизированный бур диаметром 300–400 мм;
  • ручная трамбовка (можно использовать бревно подходящей длины и толщины), к которому для удобства использования приделали ручки;
  • болгарка;
  • сварочный аппарат;
  • дрель с набором различных сверл;
  • саморезы;
  • шуруповерт;
  • рулетка;
  • острый керн;
  • угольник;
  • отвес и уровень;
  • песок, щебень, цемент и вода;
  • лопаты;
  • несколько помощников.

Создание створок

При создании створок вы должны заранее определить, как они будут крепиться на опоры, от этого зависит их ширина. Если изнутри, то ширина будет равна ширине проезда, если спереди (снаружи) то равна ширине проема + двойная ширина или диаметр опор. Также необходимо заранее определить, будете ли вы врезать в одну из створок калитку, ведь от этого зависит расположение элементов каркаса. После этого необходимо определить количество вертикальных стоек каркаса – в регионах со слабыми ветрами на воротах такой ширины оптимально ставить 3 вертикальных стойки на каждой створке. Если же ветра дуют сильно и часто, то необходимо ставить 4 стойки.

Размечайте вертикальные и горизонтальные элементы по длине и нарезайте с помощью болгарки, затем сваривайте из их каркаса. Обязательно используйте угольник при разметке, а также проверяйте им формы створок во время сварки, это позволит избежать перекоса ворот и их переделки. Когда створки сделаны, навешивайте их на опоры. Учитывайте, что от качества сварных швов, которыми вы соедините петли с опорами и створками, будет зависеть прочность ворот. Некоторые мастера, которым приходится устанавливать ворота в гористой местности, сначала монтируют опоры, а затем уже под них изготавливают створки и навешивают их. Такой подход позволяет регулировать щель между створками ворот.

Если вы решили сделать ворота с калиткой, то учитывайте размер и форму навесов, ведь калитка должна свободно открываться и закрываться, но между ней и каркасом створки не должно быть больших щелей. Навесить калитку и врезать замок можно как до навески ворот, так и после.

Установка опор

С помощью бура просверливайте отверстие под опоры. Если бура нет, его можно выкопать с помощью лопаты, но при этом диаметр отверстия получится в несколько раз больше, а значит, придется либо бутовать опору камнями, либо заливать гораздо больше бетона. Глубина отверстий под опоры должна быть на 30 см больше их заглубления. Это необходимо для создания песчано-щебенчатой подушки, которая будет защищать ворота от грунтовых вод. Эту подушку необходимо тщательно уплотнить трамбовкой или бревном.

Если в вашем регионе осенью обильно идут дожди, а зимой температура опускается ниже 15 градусов мороза, то глубина отверстия под опоры должна быть больше глубины промерзания грунта.

Кроме того, отверстие необходимо делать диаметром как минимум 40 см и утеплять его на уровне глубины промерзания пенопластом. Также можно установить (если позволяет свободное пространство) винтовые сваи, которые и будут играть роль опор. При установке опор особое внимание уделите расстоянию между ними и их вертикальности, для этого используйте рулетку и уровень или отвес. Проверку уровнем или отвесом проводите с 2–3 сторон. Выставив опоры, зафиксируйте их и залейте бетоном. Навешивать ворота можно через 20–25 дней.

Навеска и обшивка

Существуют две технологии навески и обшивки створок у ворот такого размера – первая подразумевает сначала обшивку, затем навеску, вторая наоборот, сначала навеску, затем обшивку. Первую технологию используют, когда можно привлечь достаточное количество помощников и, поднять створки не составляет труда, вторую используют, если вы работаете вдвоем или даже в одиночку. Навеска ворот производится так же, как и обычных дверей или окон – створку поднимают, сверху и снизу совмещают штырь навеса на опоре и отверстие петли на створке, затем опускают. Эту операцию можно выполнять и в одиночку, но лишь на створках без обшивки. Для навески створок с обшивкой требуются как минимум 2 человека (лучше 3).

Профнастил нарезайте с точностью до миллиметра, соблюдая прямые углы, в противном случае вся конструкция будет выглядеть коряво и нелепо. Для крепления используйте саморезы по металлу, учитывайте, что саморезы, это не болты, поэтому слишком сильная затяжка приведет лишь к срыванию резьбы.

Установка запоров и замков

Единого стандарта замков или запоров для распашных ворот не существует. Одни ограничиваются цепочкой и навесным замком, другие устанавливают врезной замок или засов, третьи устанавливают автоматику. Поэтому экспериментируйте, исходя из доступных вам материалов.

Владельцы частных домов и гаражей давно оценили удобство въездных ворот распашного типа.

Это естественно, ведь подобная конструкция являлась едва не единственной на протяжении сотни лет.

Простота в эксплуатации и надежность всегда были в цене. Вот и сейчас дачники, и собственники коттеджей продолжают совершенствовать их конструктив.

И если раньше в своей основе это были деревянные глухие ворота, то современный их тип может быть представлен высокотехнологичным автоматизированным комплексом.

Виды и типы распашных ворот

Как отмечалось выше распашные въездные ворота в зависимости от материала, могут быть двух видов: деревянные и металлические. По конструкции принято отличать ворота двуполые (двухстворчатые) и с одной полой (створкой).

Очень часто, в особенности в конструкциях ворот для гаражей, ангаров и складских помещений, применяются комбинированный тип — двуполые ворота с калиткой. Тем самым экономится место и материалы для отдельного входа. Но в большинстве случаев они выполняются как «глухие» элементы, и лишь некоторых местах (госучреждениях, больницах и т.д.) можно встретить кованные, решетчатые или трубчатые распашные ворота с входом на них.

Другой тип ворот — это металлические распашные ворота на две створы с применением художественного оформления и (или) облицованные крашенным профлистом. Полы ворот имеют облегченный вид, а вход (калитка) выполнен рядом с ними.

Данный вид отлично подойдет для частного дома. Он получил широкое применение, поскольку служит десятилетиями и практически не требует ремонта, в отличие от деревянных аналогов. Дополнительно конструкция может быть оснащена автоматикой, что еще больше повысит их функционал.

Устройство распашных ворот

Рассмотрим чертеж типичной конструкции ворот из профнастила. В основе ее лежит каркас из профиля квадратной или обычной трубы диаметром от 20 до 40 мм. Каждая створка может иметь одну или две горизонтальных прожилин для усиления жесткости конструкции (схема 1).

Возможны так же другие варианты, например одна горизонтальная и две диагонали. Такое расположение четко держит геометрию ворот (схема 2).

Сделать распашные ворота своими руками реально любому хозяину, если же он в достаточной мере владеет навыками сборки металлических конструкций. От вас потребуется умение пользоваться сварочным аппаратом, буром, болгаркой, шруповертом и измерительными приборами. Может так же понадобиться покраска.

Каждая створка ворот прикручивается на саморезы либо приваривается на петли к столбам. На створку достаточно двух петель диаметром 20 или 30 мм. Столбы так же исполнены в виде металлической трубы диаметром 70 -76 мм, либо профилированной 20 х40 мм.

В качестве опоры ворот можно использовать непосредственно железные трубы (навесной столб), но в зависимости от конструкции забора их монтируют в кирпичные (бетонные) столбцы. Для этого нужно предусмотреть две закладные детали в кирпичной кладке, за которые приваривают навесные стойки ворот. Для диагоналей (раскосен) и поперечен, рекомендуют использовать профиль 20 х 20 или 20 х 40 мм.

Практикой установлено, что оптимальной шириной для въездных ворот частного пользования, можно считать размер 3 метра. Этого вполне достаточно для любой легковой машины или грузовика. Если хотите экономить, то не стоит уменьшать размеры более чем на 20 см. Высота ворот в большинстве случаев, без учета подъема над землей, равняется двум метрам.

Запорный механизм ворот, как правило, состоит из «Г» образного штыря (стопора), расположенный в нижней части каждой из воротин. В основании земли в месте фиксации ворот предусматривают отверстия из труб, внутренний диаметр, которых на 5 -10 мм более толщины стопора. Жестких ограничений на длину нет, но все же желательно делать их не более 50 см. В дополнение к стопорам, можно предусмотреть горизонтальный затвор, по линии поперечен.

Как уже упоминалось самым простым и практичным вариантом отделки ворот является зашивка профлистом. Профнастил будет органично вписываться в общий дизайн, если забор выдержать в том же стиле. Обычно профлист на воротах крепят на расстоянии 5 -7 см от уровня (основания).

Автоматизация ворот

До сих пор мы рассматривали схему обычных распашных ворот. Но что если вам вдруг надоест вручную постоянно открывать и закрывать створки, или по каким либо причинам захочется модернизировать их. На этот случай инженерами конструкторами были разработаны так называемые линейные электроприводы (автоматика).

Это система состоит непосредственно из самих линейных электроприводов (2 штуки), а так же блока управления, сигнальной лампы, антенны и электромагнитного замка. Автоматические распашные ворота получают питание от напряжения обычной бытовой сети переменного тока напряжением 220 Вт. На фото все элементы системы элегантно вписываются в оригинальный дизайн ворот «под старину».

Очень важно до установки автоматики заранее предусмотреть несущие столбы. Как в предыдущих примерах их желательно изготовить из бетона, а еще лучше из кирпича.

Существуют три варианта установки автоматических ворот в зависимости от направления открытия створа: наружу, вовнутрь и вовнутрь с доработкой несущих столбов. В каждом из них, монтаж автоматики осуществляется в определенной последовательности. В нашем случае может потребоваться монтаж наружу, либо последний вариант (на перспективу), поскольку мы изначально рассматривали вариант под будущую автоматизацию.

Расположение блока управления системы может быть разным (левым или правым), важно правильно подобрать сечения проводов. На рисунке ниже представлена ориентировочная схема расположения элементов системы и сечения провода.

Привод для установки имеет особенность, для него специально нужно предусматривать расстояние от несущего столба. Если это не предусмотрено и ворота нужно сделать вовнутрь, как в нашем случае, то просто нужно аккуратно выдолбить и оформить места под них.

Цена на линейные приводы колеблется от 23 до 36 000 рублей. К примеру, электропривод фирмы «DoorHan» Swing-5000 (до 5 метров), стоит в районе 25 тысяч.

Технология сборки и установки распашных ворот

Ворота следует изготовить в стационарных условиях на земле и выровненной поверхности (лафете). Размеры ваших ворот должны точно совпадать с проектными чертежами. То есть все заготовки нужно отпилить болгаркой с допуском в 1 мм. Затем сверяя прямые углы, сваривают детали будущего периметра створок ворот, а потом поперечины и диагонали.

Разметку под петли производят на расстоянии не менее 30 – 40 см от края рамы и следом же приваривают к ней. Шарниры можно купить в магазине или заказать в токарной мастерской. После подводят навесной столб и проделывают те же действия со сваркой, методом прихвата.

Если все точно по размерам, обваривают полностью петлю. Можно не пользоваться сваркой, но тогда вам придётся каждый навес прикручивать через толстую сталь на саморезы. Покрасив металл можно прикрутить профлист шурупами с пресс шайбой.

Установка распашных ворот начитается с разметки опорных (бетонных или кирпичных) столбов, по центрам главной оси ворот. В основании столбов нужно вмонтировать на бетон железную трубу диаметром 100 мм. Ее необходимо вкопать на глубину 130 -150 см. Делать это лучше всего при помощи шнека (бура) соответствующего диаметра, оставляя место под заливку бетона примерно на 10 см по окружности.

Выставляя основу кирпичного столба, пользуйтесь уровнем и проверяйте вертикаль в обеих плоскостях. Между воротинами необходим зазор в 20 мм, который с наружи можно перекрыть притворной планкой из металла, шириной в 50 мм. Так допуск необходим, так как в жаркие дни при нагреве металл расширяется, и ваши ворота могут просто заклинить. Самодельные распашные ворота будут выглядеть ничуть не хуже заводских аналогов, если подойти к процессу их сборки с умом.

Есть много вариантов оформления ворот, но их просто невозможно описать все подряд. Каждый случай индивидуален и поэтому изготовление распашных ворот, можно назвать творческим процессом, где каждый хозяин может воплотить собственные наработки или взять уже существующие.